Это Чайнатаун

На днях из далекой Швейцарии пришло сообщение, что известный кинорежиссер Роман Поланский отпущен из тюремной камеры под залог. Теперь он может свободно перемещаться, но лишь в пределах своего дома в Берне, так как на ноге у него электронный браслет. Так за что же все-таки арестовали великого режиссера? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо восстановить хронологию событий, которая сильно перекликается с теми кинематографическими принципами, которые сам Поланский использовал в своих фильмах.

Итак, в сентябре 2009 года в Швейцарии был арестован замечательный польско-французский кинорежиссер Роман Поланский. А в конце октября США представили формальный запрос на его выдачу по старому делу о связи Поланского с несовершеннолетней в 1977 году. По утверждению газеты «Washington Post», Поланскому в Калифорнии угрожает двухлетний срок заключения.

Фактическая сторона дела о совершении Поланским развратных действий в отношении несовершеннолетней не так уж сложна. Давно известно, что кинорежиссер скрылся из США в 1977 году вопреки данной им подписке о невыезде. Никакого секрета из места его пребывания не делалось, и на протяжении 30 с лишним лет дело находилось в подвешенном состоянии.

Почему злополучному делу был дан ход именно сейчас, остается загадкой. Первое объяснение: это дело связано с непредвиденными последствиями давления, оказанного американской налоговой службой на швейцарские банки по вопросу о налогообложении секретных счетов американских граждан. Швейцарские власти эту связь отрицают, но факт странного совпадения, тем не менее, остается.

Второе объяснение выглядит чуть более спекулятивным. Активизация движения вокруг дела Поланского связана с недавней смертью ряда великих кинорежиссеров ХХ века – Роберта Олтмана, Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана. Скорее всего, они выступили бы в защиту Поланского. Скандал такого уровня калифорнийским силовикам был не нужен, поэтому они предпочли действовать не торопясь.

Осенью 2009 года в защиту режиссера выступили Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Педро Альмодовар, Вим Вендерс и другие известные кинодеятели. В России за Поланского заступился Никита Михалков. B целом же общественный резонанс был относительно невысоким. Характерно, что звезда третьесортных боевиков, а ныне губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер арест Поланского поддержал.

Как и следовало ожидать, госсекретарь США Хиллари Клинтон вмешиваться в дело Поланского отказалась. Что касается женщины, в связи с которой обвиняется Поланский, то никаких претензий к нему у нее сейчас нет.

Реакцию американских СМИ на последний поворот дела Поланского иначе как вспышкой злорадства не назовешь. По отзывам на эту мрачную ситуацию американских колумнистов хорошо видно, что для них это всего лишь очередной скандал в индустриально-развлекательном комплексе вроде наркомании Майкла Джексона или пьянства Бритни Спирс. Связь между работой Поланского и коррупционным дискурсом - это последнее, что они хотят видеть.

Например, Линда Эрвю из NY Daily News не нашла ничего лучше как проявить своего рода классовый подход и позлорадствовать, что, мол, в красивой обеспеченной жизни Поланского наступает длительный перерыв.

А вот Ричард Коэн из WaPopO проявил куда большую риторическую изощренность. Он готов Поланского отпустить, но сперва типичному нуарному персонажу хочется... дать режиссеру пощечину.

Оба колумниста и не вспоминают об истинной причине возбуждения дела против Поланского 20 лет назад. Очевидно, что первая просто не понимает за какие заслуги польско-французский кинорежиссер снискал всемирную славу и многомиллионные доходы. Второго же, видимо, не удовлетворяют фильмы Поланского, то содержание, которое он в них вкладывал и вкладывает.

Что, собственно, сделал Поланский, почему он и его фильмы сейчас оказались не ко двору? Возьмем нуарный шедевр Поланского "Чайнатаун", снятый в 1975 году.

По жанру картина относится к популярному в 1930-50-х годах, но практически исчезнувшему сейчас нуарному направлению. Совсем коротко говоря, нуарный фильм - это реалистический детективный триллер со сложным запутанным сюжетом. Ни мистике, ни конспирологии в сугубо рациональном нуарном мире места нет.

Основной закон нуара – "здесь все не так, как может показаться на первый взгляд". Как и в реальной жизни, задавать в нуарных ситуациях простые казалось бы вопросы - кто и зачем убил или украл - особого смысла не имеет. На то и организованная преступность, чтобы на такого рода наивные вопросы давать один ответ, афористически сформулированный в фильме Поланского – "это Чайнатаун". B том смысле, что ничего не поделаешь, у нас так принято.

В отличие от обычных детективов вроде Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, нуарный следователь – с одной стороны, профессионал высокого класса, а с другой - вольный или невольный компонент определенной структуры, совсем попросту говоря - чья-то пешка. Что касается всепобеждающих мастеров интриги, то им в нуаре места нет. Именно такую сугубо подчиненную роль играет детектив Джейк Гиттес в фильме Поланского.

Главные роли в фильме играют Джек Николсон, Фэй Дануэй, великий режиссер Джон Хьюстон, есть и камео самого Поланского. Актерская игра настолько совершенна, что возникает ощущение полной естественности, без какого-либо намека на специально сконструированный эксперимент.

Действие картины происходит во вполне конкретном Лос Анджелесе в 1937 году. Сценарий Роберта Тауна отличается большой социально-исторической точностью: он основан на реальных событиях. Эта мрачная история - отнюдь не искусственная головоломка в духе Агаты Кристи!

Не будет преувеличением сказать, что в дискуссиях об организованной преступности и политической коррупции "Чайнатаун" играет примерно ту же роль, что "Битва за Алжир" Понтекорво - в дискуссиях о мусульманских радикальных движениях. Без владения такого рода логикой здесь обойтись сложно.

После выхода "Чайнатаунa" в мировой прокат прошло более 30 лет. 1970-ые и тем более 1930-ые годы, когда происходит действие фильмa, принадлежат истории. Но можно сказать с уверенностью - коррупция и организованная преступность с тех пор никуда не делись, а наоборот, расцвели буйным цветом. Конечно же, коррупционерам хотелось бы обделывать свои дела в тишине высоких кабинетов. И едва ли они забыли о Поланском, который, так или иначе, привлек к проблеме коррупции внимание публики в 1970-х годах. Видимо пришло время отомстить. Конечно же едва ли кто-то действительно посадит известного кинорежиссера в тюрьму, но тот страх, который Поланский, очевидно, уже испытал, станет ему хорошим наказанием. Ну а пока Поланский выпушен под залог и вынужден носить электронный браслет. В этой игре нуара – он не более, чем пешка. Это все тот же Чайнатаун, господа.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67