Долгий путь налаживания отношений

При помощи Барака Обамы Россия и ЕС сближаются

От редакции. Адриан Басора – американский политолог и дипломат, директор проекта по изучению перехода к демократии стран Восточной Европы и бывшего СССР в Институте исследования международной политики. Ранее был помощником президента США по европейским делам (1989–1992) и послом США в Чехословакии, а затем Чехии (1992–1995). Член Совета по международным отношениям.

* * *

РЖ: Уважаемый господин Басора, как вы считаете, почему Европа не стала лидером постамериканского мира? Почему ей не удалось воспользоваться моментом, чтобы стать глобальным лидером в период мирового финансового кризиса?

Адриан Басора: Правительства стран Европейского союза недостаточно координируют свою деятельность, чтобы позволить нам говорить о «единой европейской стратегии». А лидером без подобной единой позиции Евросоюзу не быть. А у ЕС нет не только общей стратегии, но и общей внешней политики. В течение последних пяти лет, после непринятия изначальной европейской конституции на референдуме во Франции и в Нидерландах, Евросоюз оставался сфокусированным на самом себе. Принятие Лиссабонских соглашений провалилось и в Ирландии в ходе референдума, и в течение четырех-пяти лет лидеры Европы и европейские бюрократы в Брюсселе были сосредоточены на внутренних проблемах ЕС, который к тому же очень быстро разросся до двадцати семи стран-участников. Расширение Евросоюза не сопровождалось компетентной институциональной политикой, соответствующей моменту. В этом заключается и еще одна проблема с европейским лидерством – невозможно стать эффективным лидером, если у вас отсутствуют качественные институты, работающие в единой парадигме. В итоге получается некая конфедерация, отнюдь не политическая общность. Но в итоге поступательное движение вперед к объединению Европы все-таки идет, но это дело будущего.

РЖ: Как вы считаете, какие политические последствия может иметь экономическое лидерство в ЕС Германии? В особенности интересно то, как это скажется на решениях Евросоюза, касающихся России, и роли России в Европе.

А.Б.: Германия является страной, во многом определяющей вектор движения ЕС. Все значимые инициативы Евросоюза проводятся с согласия Германии, а очень часто даже под ее непосредственным руководством. До недавнего времени в Европе традиционно существовала «немецко-французская ось», когда Германия и Франция сотрудничали для оказания совместного давления на европейскую политику. Но президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель не смогли наладить такого же тесного сотрудничества, как это удалось в свое время, например, Шарлю де Голлю и Конраду Аденауэру или Франсуа Миттерану и Гельмуту Колю. Саркози и Меркель лишь находили точки соприкосновения по большинству вопросов, но их сотрудничество не было таким же успешным, как сотрудничество их предшественников. Сейчас Германия осталась самым влиятельным игроком в Евросоюзе, который использует свое влияние для налаживания самых позитивных отношений с Россией. Ангела Меркель разделяет эти настроения. Если Россия беспристрастно подойдет к немецким инициативам, то Германия, а в целом и весь Европейский союз ответят России полной взаимностью.

РЖ: Как вы считаете, западноевропейские лидеры смогут извлечь пользу из политики «перезагрузки», проводимой США и Россией?

А.Б.: Президент Обама предпринял ряд очень серьезных инициатив по отношению к России, заметен и его настрой на хорошие отношения с Европой. Во время правления Буша отношения США с большинством европейских стран носили напряженный характер. Бараку Обаме пришлось налаживать отношения не только с Россией, но и с ЕС. Мне кажется, что Обама достиг прогресса на обоих направлениях. Мы говорим о своеобразном «треугольнике», не так ли? Отношения между Вашингтоном и Москвой следует укреплять для того, чтобы у России появилось больше доверия к США и уменьшились опасения по поводу НАТО, и наоборот. Соединенным Штатам также следует укреплять отношения с ЕС. За пятнадцать-шестнадцать месяцев нахождения у власти Обама значительно улучшил эти отношения. Соединенные Штаты и Европейский союз – наиболее сильные стороны этого «треугольника», и они должны суметь наладить отношения с Россией на совершенно новом уровне. Текущее руководство США и большая часть руководства Евросоюза хотели бы видеть более сильную Россию, которая не станет препятствовать трансатлантическим отношениям и постепенно даже включится в них. Но для этого нужно время. После войны с Грузией возникло недоверчивое отношение к России, потому что Россия частично нарушила некоторые соглашения. Президент Обама подвергался острой критике со стороны республиканцев за то, что решил не настаивать на выводе российских войск из Абхазии и Южной Осетии. Впереди еще очень долгий путь налаживания отношений.

Беседовала Юлия Нетесова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67