Даг Лаймен. Честная игра (2010)

Даг Лаймен получил признание своими запутанными и напряженными триллерами – «Идентификация Борна», «Телепорт», «Мистер и миссис Смит», «Экстази». В своем последнем фильме «Честная игра» (переведенный у нас прямо наоборот, как «Игра без правил»), он обращается к реальным событиям, и эти события оказываются более захватывающими, чем приключения киллеров и наркодилеров.

Мы попадаем сразу in media res, туда, где принимаются глобальные судьбоносные решения, благодаря которым в начале нулевых мы оказались в новом мире, и это совсем не Белый дом, около которого постоянно, но совершенно случайно оказываются герои, это простой home sweet home в котором живут супруги Вэлери Плейм (Наоми Уоттс) и Джозеф Уилсон (Шон Пенн) со своими очаровательными двойняшками.

В фильме раскрывается механизм принятия решения в ситуации, когда враг не то что бы у ворот, где-нибудь в Южной Осетии или на Тузле, а прямо в сердце Манхэттена взрывает башни-близнецы. Президент США Джордж Буш, поддерживаемый широкой народной истерией, решает нанести ответный удар по международному терроризму, разбомбив Багдад. Основание для этого – наличие ядерной программы у Ирака. Гипотеза о существовании такой программы вполне правомерна, как и любая другая гипотеза, например, об оранжевой угрозе, но любую гипотезу следует обосновать, опираясь на максимально объективные факты, тщательно взвешивая все pro et contra. Вэлери, занимающая довольно значительную должность в отделе ЦРУ по нераспространению оружия массового поражения, с риском для жизни добывает информацию о том, что у Ирака нет ядерной программы – Ирак не закупал 500 тонн уранового концентрата в Нигере, алюминиевые трубы, закупленные Ираком, не предназначены для обогащения урана, 30 иракских ученых, ранее занятых в ядерной программе, сейчас занимаются производством химических удобрений для нужд сельского хозяйства. Однако информация Вэлери блокируется в «предбаннике» людьми из администрации вице-президента Чейни, которым такие негативные результаты расследования кажутся не достаточно эффектными. Исключительно из карьерных соображений они подают на верх только ту информацию, которую с некоторой долей вероятности можно интерпретировать в пользу существования ядерной программы. В результате этой недостоверной информации президент Джордж Буш объявляет операцию «Иракская свобода», в результате которой погибло 4 481 американских военнослужащих, в сотню раз больше иракцев (точное число не известно), граждане других стран, в том числе 8 россиян. По подсчетам Джозефа Стиглица прямые и косвенные потери от этой войны составляют 6 триллионов долларов.

Вэлери терпит поражение, «все кончено». Но в этот момент в борьбу вступает Джо Уилсон. Он имеет слабое представления том, чем занимается его жена (это секретная информация) и скорее неодобрительно относится к ее частым поездкам «в Кливленд». Но когда он слышит по телевизору 16 слов Буша о закупках ядерного сырья «The British government has learned that Saddam Hussein recently sought significant quantities of uranium from Africa» (а это всего лишь одно из 260 лживых высказываний Буша об Ираке), из-за которых началась война, он не может молчать. Бывший дипломат, работавший в Африке, он точно знает, что Ирак не закупал «желтый кек», урановое сырье, ведь именно он проводил расследование для ЦРУ на эту тему. 6 июля 2003 года Джо Уилсон публикует в «Нью-Йорк Таймс» статью «Чего я не нашел в Африке», опровергающие слова президента Америки. Однако в ответ замешанные в дезинформации сотрудники администрации Чейни сливают в «Вашингтон пост» (статья Роберта Новака «Миссия в Нигер» 14 июля 2003 г.) информацию о том, что жена Джозефа является агентом ЦРУ, в результате чего она уже не может продолжать там работу. Учитывая, что у Джо дела с бизнесом идут не важно, а после скандала и того хуже, семья Уилсон/Плейм оказывается почти без средств к существованию, на них обрушивается ругань и угрозы. Однако Джо продолжает обращаться к СМИ и в суд, в результате чего сотрудник администрации Льюис «Скуттер» Либби был приговорен к 30 месяцам тюрьмы и штрафу в 250000 долларов, в 2006 году свою вину за «неосторожное упоминание» имени Вэлери Плейм признал бывший второй человек в Госдепартаменте Ричард Армитаж, а старший советник и заместитель главы администрации президента Карл Роув был вынужден уйти в отставку.

Другая важная тема – функционирование институтов демократического общества. В фильме показаны «новые американцы», только что получившие гражданство и являющиеся ревностными патриотами своей новой родины, даже большими, чем старые американцы. Это доктор Зара из Ирака и водитель такси из Сьерра-Леоне. Однако их патриотизм принципиально отличен от патриотизма Джо и Вэлери. Воспитанные в культурах традиционного общества, они чувствуют пиетет перед социальными институтами, главная социальная добродетель для них – лояльность. «Моя страна - Америка», обрывает Зара Вэлери, говорящей об угрозе «ее стране», Ираку. «Братишка, в Сьерра-Леоне слишком много несправедливости и коррупции, у людей наверху слишком много власти, слишком много, а Америка страна свободы, брат, страна мечты» - делает внушение водитель такси Джо, который кажется ему предателем, упивающимся пятиминутной телевизионной славой, в то время как его страна ведет войну. Однако они не понимают сущность демократических институтов, которые не функционируют независимо и даже вопреки тому, что мы думаем и хотим, в виде превращенных форм, как это происходит в традиционном обществе. Бенджамин Франклин выйдя после подписания «Декларации независимости США» сказал одной женщине в ответ на вопрос «Какую форму правления Вы нам оставите?» - «Республику, мадам. Если вы сможете ее сохранить». Республика, буквально, дело народа. Это не некий натуральный или сакральный объект, вроде погоды, как в Африке жарко, да еще, вот беда, несправедливость и коррупция. Республика существует только если мы совершаем осмысленные волевые действия по ее поддержанию. Конечно, Джо и Вэлери в своей борьбе опираются на институты демократического общества – на свободную прессу и независимый суд. Однако и суд, и пресса не анонимные механизмы, это реальные люди, которые принимают решение о публикации неугодного Белому дому материала или выносят судебное решение о виновности людей Чейни, и именно их личные действия поддерживают существование этих институтов. Если фетишизировать любые, в том числе ошибочные действия высокопоставленных должностных лиц, исходя из чувства ложно понимаемого долга, то в кратчайшие сроки в Америке настанет такая же несправедливость и коррупция, и такая же нищета, как в Сьерра-Леоне.

В фильме используются приемы популярного жанра документальной реконструкции, в игру актеров постоянно вторгается реальные выступления официальных лиц, вызывающие бурные реакции у персонажей или непрерывно везде идущие фоном, в барах, в аэропортах, в фитнесс-залах. Выступления Джорджа Буша и Кондолизы Райс (так же, как и документальные съемки из Ирака) мастерски вплетаются в единую художественную ткань в результате чего получается интересный эффект – на фоне блестящей игры Наоми Уоттс и Шона Пенна они, будучи реальными людьми, выглядят как дешевые комедианты. «Реальное» политическое пространство проигрывает актерской игре именно в своей реальности. Совершенно противоположный прием – художественный мир открывается и «телепортируется» в реальный – в эффектом финале Наоми Уоттс подходит к микрофону, нажимает на кнопку, приближает микрофон к себе и начинает говорить «Меня зовут Вэлери Плейм Уилсон… и для меня большая честь быть приглашенной сюда…» продолжает уже настоящая Вэлери Плейм в документальной записи (для облегчения телепортации Наоми Уоттс, по методу Станиславского, даже надела тот самый костюм, в котором Вэлери давала показания).

Особую глубину, стереоскопичность и даже полифоничность фильму придет то, что нам не просто показывают две противоборствующие точки зрения, но дробящееся множество: администрации Чейни противостоят эксперты ЦРУ, но под давлением Белого дома их солидарная позиция легко разрушается. Коллеги Плейм «по нераспространению» легко сдают иракских ученых, пошедших на сотрудничество с ЦРУ, предают Плейм. Но и точка зрения супругов Уилсон/Плейм также раздваивается. Фильм снят по двум автобиографическим книгам – вместо того, чтобы согласно создать некий семейный миф со сглаженными углами, Уилсон/Плейм решили быть честными до конца и изложить свою версию событий (книга Плейм называется, как и фильм, «Честная игра» (Fair Game: My Life as a Spy, My Betrayal by the White House), Уилсона – «Политика истины» (The Politics of Truth: Inside the Lies that Led to War and Betrayed My Wife's CIA Identity: A Diplomat's Memoir). Драматизм ситуации заключается в том, что фактически борясь за одно дело, они действуют в одиночку, скорее выражая неодобрение друг другу, чем поддержку, и находясь в состоянии, близком к разводу. Это своего рода монады без окон (как киллеры мистер и миссис Смит) – Джо Уилсон просто не может знать секретную информацию о деятельности своей жены, в то время как действия мужа, угрожающие благополучию семьи, не встречают понимания у жены. Однако у них есть некие изначальные принципы, своего рода предустановленная гармония, побуждая их в конечном итоге действовать согласно, хотя и различными методами.

Фильм, выглядящий на первый взгляд резко антиамериканским, разрушает множество американских мифов, но обнажает фундаментальную основу, обеспечивающую подлинную силу Америки, простые американцы, которые не помалкивают и не смотрят в сторону, когда видят яму на улице или ложь в словах президента.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67