Человек с характером

9 октября Александр Шохин, отвечая на вопрос, каким он видит ближайшую перспективу развития экономики страны в связи с мировым кризисом, сказал, что окончательный прогноз можно делать по итогам ближайших недель, "когда будет ясно - раскачивается лодка, либо она уже плывет в заданном направлении".

То взлет, то посадка

Осторожность Шохина в данном случае понятна. Мнение президента Российского союза промышленников и предпринимателей - весомый аргумент, способный отразиться на финансово-экономической ситуации в России. Шохин может позволить себе быть осторожным, ему нет нужды заниматься самопиаром, делая громкие, но опрометчивые заявления. К этому он шел много лет, проделав впечатляющий путь от лаборанта экономического факультета МГУ до своей нынешней должности. Карьерный рост его можно сравнить с графиком котировок акций какой-нибудь крупной компании - поступательное движение вдруг переходит в резкий взлет, который сменяется падением, а за ним вновь следует рывок наверх.

К концу восьмидесятых годов прошлого века Шохин стал начальником Управления международных экономических связей МИД СССР, директором Института проблем занятости АН СССР и Госкомтруда СССР, а в августе 1991 года вошел в правительство в ранге министра труда, вскоре став заместителем Председателя правительства РФ. В 1993 году Шохин покинул правительство, но на протяжении девяностых годов еще не раз возвращался в исполнительную власть, то в ранге вице-премьера, то - министра экономики. Он не обошел своим вниманием и публичную политику, поучаствовав в создании движения "Наш дом - Россия", в котором занимал должность заместителя председателя Политсовета. Он неоднократно избирался в Государственную Думу, совмещая руководство фракцией с постом вице-спикера.

В 1998 году Шохин из-за расхождений во взглядах с главой НДР Виктором Черномырдиным покинул движение, но в следующем году вновь был избран в Думу, уже как независимый кандидат. В Госдуме III созыва Шохин возглавил Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, председательствовал в ряде комиссий, был главой российской парламентской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы и заместителем председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы от России.

Прагматик и систематизатор

Следующей вехой жизненного пути Александра Николаевича стало неожиданное для многих заявление о сложении депутатских полномочий. Произошло это в 2002 году. Шохин ушел работать "в бизнес", его имя упоминалось в прессе в связи с группой "Ренессанс Капитал", где он возглавлял Наблюдательный совет. Однако полностью уйти с госслужбы не получилось - уже в следующем году он был избран председателем Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, а еще через год, в 2004 - вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. Наконец, в 2005 году Александр Шохин практически единогласно (при двух воздержавшихся и всего одном голосе против) стал президентом РСПП.

На всех должностях, занимаемых в разные годы, Шохин отличался от большинства коллег одним весьма важным для руководителя и экономиста качеством - прагматизмом. Это подчеркивают многие из работавших с Шохиным еще в начале 1990-х годов, а один из сотрудников аппарата правительства отметил: "Александр Николаевич на фоне романтиков рынка выделялся, как “белая ворона”".

Когда в 1994 году Шохина вновь пригласили стать вице-премьером, "Коммерсант" написал: "Прагматик и систематизатор Шохин, в отличие от Егора Гайдара, еще до вхождения в российское правительство имевший представление о механизмах функционирования экономики советского типа, будет дистанцироваться от радикализма при выработке экономической стратегии, руководствуясь принципом практической полезности".

Приоритеты

Вот этот принцип "практической полезности" и стал в 2006 году главенствующим для президента РСПП Александра Шохина. Прежде всего он занялся кадровыми вопросами. В высшем руководстве РСПП уже давно зрел конфликт. "Я не буду делить бюро и правление союза на тех, кого принято называть олигархами или “красными директорами”", - заявил Шохин и стремительно провел ротацию, уравновесив в руководстве "тех, кто олицетворяет финансовую мощь" теми "кто работает". Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин так прокомментировал эти перестановки: "Структура РСПП очень давно не менялась и естественно, что Шохин хочет избавить ее от лишних элементов и сделать более комфортной".

Впрочем, вовсе не проблема управления была главной среди тех, что встали перед новым главой РСПП. Взаимоотношения бизнеса и власти, их конструктивное сотрудничество - вот задача, которую предстояло решить Шохину.

На ближайшем же съезде союза были утверждены приоритеты бизнес-сообщества России и провозглашен курс на "цивилизованный лоббизм". Системность реформы РСПП Шохин подчеркнул, призвав промышленников и предпринимателей строго следовать обозначенным приоритетам и выступив противником договорных отношений с властью один на один. "Крупный бизнес будет ориентироваться на защиту базовых ценностей, экономической свободы. Чтобы власть не относилась к бизнесу как к структурам, замещающим бюджет", - сказал тогда Шохин.

Приоритеты РСПП стали для союза чем-то вроде библейских десяти заповедей. Тематически они структурированы просто: внешнеэкономическая политика; налоговая политика; природопользование и экология; энергетическая безопасность, энергоэффективность и развитие отраслей ТЭК; техническое регулирование; диалог бизнеса и власти; промышленная политика и отраслевые стратегии; социальная политика и трудовые отношения; корпоративные отношения; "Социальная хартия российского бизнеса". Каждый раздел разворачивается в четко регламентированный перечень необходимых рекомендаций и мер по тому или иному вопросу.

Жесткая позиция

Использование приоритетов РСПП на практике означало в первую очередь то, что союз занял гораздо более жесткую, чем раньше, позицию по целому ряду вопросов. Например, когда Председатель правительства Владимир Путин в июле этого года выступил с резкой критикой ценовой политики, проводимой руководством компании "Мечел", Александр Шохин отреагировал весьма болезненно. Он заявил, что не видит необходимости подключать к делу "Мечел" прокуратуру - это епархия Федеральной антимонопольной службы. "Были ли элементы монополизма в установлении цен на внутреннем рынке? Я сторонник того, чтобы этими вопросами занималась ФАС. Даже возможно и расширение функций ФАС, для придания ей некоторых элементов следствия с учетом того, что для прокуратуры этот новый вид деятельности. Я не на сто процентов уверен, что прокуратура должна быть первичным звеном. Она должна следовать за ФАС в том случае, если антимонопольное ведомство найдет не только злоупотребление лидирующим положением, но и нарушение законодательства", - заявил Шохин.

Это не первый случай, когда РСПП вступает едва ли не в конфликт с властью, отстаивая собственные интересы. В июне нынешнего года эксперты союза дали негативную оценку проекту технического регламента "Общие требования пожарной безопасности", который готовился в Государственной думе, назвав его "потенциальным источником коррупции". В этой связи Александр Шохин обратился к Председателю Государственной Думы Борису Грызлову с официальным письмом, в котором, помимо прочего, говорилось: "По мнению экспертов, данный законопроект, в случае его принятия, усилит как административное, так и финансовое давление на бизнес-сообщество и, прежде всего, нанесет урон малому и среднему предпринимательству".

Совсем свежий пример - реакция РСПП на инициативы правительства по стабилизации ситуации на финансовом рынке. 9 октября глава РСПП обратился к руководству страны с обращением, в котором предлагал использовать для сохранения устойчивости российской экономики преимущественно рыночные меры. Кроме того, он призвал "пересмотреть ряд "политических" решений, оказавших негативное воздействие на бизнес-климат". Спустя неделю РСПП выступил против привлечения госкомпаний и Банка Развития для государственных интервенций на рынок акций, о которых накануне говорил министр финансов Алексей Кудрин и первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. Руководство РСПП посчитало, что такие меры приведут "к искусственному усилению отдельных участников рынка, связанных с государством".

Сторонники жесткого государственного контроля за предпринимательством обвиняют Шохина в продвижении и защите интересов крупных компаний и целых секторов бизнеса. В частности, речь идет о критике президентом РСПП принятого еще Госдумой прошлого созыва закона об игорном бизнесе. Шохин объясняет позицию РСПП тем, что "закон лишает игорный бизнес инвестиционной привлекательности", а создание игорных зон "представляется не в полной мере экономически обоснованным". С точки зрения бизнес-сообщества эти аргументы видятся вполне обоснованными, тогда как оппоненты Шохина считают, что РСПП не учитывает социальную составляющую проблемы.

Наконец, РСПП и правительство разошлись во взглядах на проблему социального налога. В начале октября Председатель правительства Владимир Путин объявил о ликвидации с 2010 года единого социального налога (ЕСН), на смену которому придут страховые взносы. Ставка, по которой работодатель будет уплачивать по сути новый соцналог, составит 34%. Сейчас максимальная ставка ЕСН - 26%. Деловое сообщество, мягко говоря, не обрадовалось открывающейся перспективе. РСПП выступил против решения о ликвидации ЕСН, а Александр Шохин прокомментировал решение правительства следующим образом: "Существуют альтернативы простому увеличению налогов. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности анонсирование любого увеличения налоговой нагрузки может удлинить период выхода на устойчивые темпы развития". К слову, немало экспертов опасаются, что увеличение ЕСН повлечет за собой уход большинства частных компаний "в тень", в частности, к схемам выплат вознаграждения сотрудникам "в конвертах".

Продуманный и взвешенный характер

Справедливости ради нужно отметить, что РСПП отнюдь не находится в оппозиции власти. Когда весной 2007 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон "О техническом регулировании", на необходимости принятия которого РСПП настаивал в течении трех лет, Александр Шохин тут же обратился к занимавшему тогда пост Первого Заместителя Председателя правительства Дмитрию Медведеву и министру промышленности и энергетики Виктору Христенко с комплексом предложений по реализации реформы технического регулирования, выделив приоритетные направления на срочную среднесрочную и долгосрочную перспективы. В настоящий момент РСПП обеспечивает участие промышленного сектора в реализации реформы.

Таким образом, следует признать, что Александр Шохин как глава РСПП планомерно и последовательно отстаивает интересы союза, а его действия и месседжи власти носят продуманный и взвешенный характер.

В завершении - еще один штрих к портрету Александра Шохина: 15 октября 2008 года в Екатерининском зале Кремля президент России Дмитрий Медведев вручил президенту РСПП орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67