227 ученых клерикалов

Не 227, а 225, если быть по-научному точным.

Под документом, который был распространен агентством "Интерфакс" 14 февраля, стоят подписи именно такого количества докторов и кандидатов наук - в списке подписавших обращение ученых имеются повторы. Опубликованное в Валентинов день, в который помимо прочего состоялась четырехчасовая пресс-конференция президента Путина, в тени которого чуть было не оказалось данное обращение, содержит если не признание в любви отечественных ученых к школьным урокам "Основ православной культуры", то четкое указание на то, что против таких уроков, как, впрочем, и против теологических факультетов, они ничего не имеют.

Первое, что бросается в глаза при чтении обращения, - достаточно агрессивный тон. Формулировки: "Все более частое проявление рецидивов воинствующего атеизма", "яростное сопротивление отдельных чиновников Министерства образования" и т.п. - режут глаз. У такого использования языка есть свой резон и даже определенное извинение: очевидно, что обращение является не столько письмом Путину, сколько ответом "широких масс" рядовых кандидатов и докторов наук на нашумевшее "Письмо десяти академиков". Но этот же агрессивный язык готов оттолкнуть даже тех, кто в принципе не возражает против содержания обращения: "Ну что это за стиль? Это какие-то подметные письма из далекого прошлого" (ректор РГГУ Дмитрий Бак).

Впрочем, если списать возможное риторическое несовершенство текста на его полемичность, ненадолго отложить обсуждение содержания обращения, то возникает вопрос: кто все эти люди? Кто эти 225 не самых известных в стране и мире "солдат науки", кто поднял свой голос против десяти академиков, некоторые из которых отмечены Нобелевской премией?

Больше всего филологов - 50 подписей; представителей физико-математических наук - 40; юристов - 35; педагогов - 27; историков - 22; философов - 16; психологов - 8; биологов - 5; экономистов - 5; обладателей ученых степеней по техническим дисциплинам - 3; культурологов - 3; военных - двое, как и географов с социологами и медиками, по одному представителю от архитекторов, геологов и химиков. Забавно, что из 40 физиков и математиков 33 представляют физфак МГУ. Очевидно, что подписи под письмом собирались, так его назовем, "сетевым" порядком, то есть через знакомых.

В среде православной интеллигенции ходила довольно оригинальная версия появления обращения (приуроченного, кстати, к очередным Рождественским чтениям). Мы не готовы до конца поручиться за ее корректность (тем более что беседы с учеными, подписавшими обращение, скорее, опровергают нашу версию), однако определенный резон в этой версии прослеживается. Вкратце суть ее такова: обращение было инициировано кругами, близкими к Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Дело в том, что как введение ОПК в школе, так и габилитация на уровне докторов по дисциплине "теология", чего и добиваются анонимные авторы и подписанты обращения, потенциально служит обеспечению как научной, так и преподавательской карьеры выпускников именно этого учебного заведения. Соответственно, при государственном решении вопроса о преподавании ОПК и регистрации ВАК специальности "теология" для кандидатских и докторских диссертаций, престиж ПСТГУ резко возрастет, что немаловажно при нынешнем либерализованном состоянии рынка образовательных услуг в стране. Не секрет, что, чтобы сохранить титул университета, учебное заведение обязано готовить специалистов (бакалавров и магистров) по широкой номенклатуре специальностей. Для того чтобы не лишаться титула в ПСТГУ, в частности, открывается с 2008 года новый факультет: информатики и прикладной математики. Но титул университета - это не только вопрос престижа, это вопрос также и финансирования. И, что также немаловажно, вопрос расширения кадровой базы: расширение потенциального рынка труда для преподавателей и научных работников. Какой смысл выступать против этого?

Мы попытались сперва обратиться за комментариями как раз к представителям ПСТГУ, подписавшим обращение.

Георгий Кропоткин, кандидат исторических наук, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

- Это письмо попало ко мне в университете, в котором я преподаю. Подписывал я это письмо, конечно, не ради фразы о воинствующих атеистах. Честно говоря, даже не знаю, кто имеется в виду в данном случае. Сама идея, о которой идет речь в обращении, мне кажется здравой. Если все замыкается в рамках семинарских форм образования, то этого очень мало. Так можно готовить священников, но ведь этого недостаточно. Например, в Свято-Тихоновском университете работает по совместительству много преподавателей из МГУ. Но это Москва, здесь легче решаются кадровые проблемы. В провинции создавать отдельный православный университет нереально. А открывать теологические отделения на базе уже существующих университетов - это проще. Собственно, при подписании обращения мной и двигала эта надежда.

Для меня одним из мотивов подписания обращения было недавнее письмо десяти академиков. Я надеялся, что это обращение, даже если и не вызовет непосредственного эффекта по изменению стандартов теологии, даже если значительная часть общественности настроена по-другому, будет услышано теми, кто для этого готов.

- Каким образом это письмо попало к вам в руки? В Свято-Тихоновском университете?

- Нет. В храме при Первоградской больнице. Там было приходское мероприятие, на котором в том числе сказали и об этом обращении. Кто хотел его подписать, те подписали. Хотя в университете о преобразованиях, о которых пишется в обращении, речь идет уже давно. Там разрабатывались программы по теологии. И поскольку я был в курсе этих дискуссий, я подписал обращение. Это было несколько дней назад. Удивительно, что это так быстро попало в интернет.

- Это письмо подписали доктора и кандидаты наук. Для вас имеет какое-то значение, что среди подписавших нет академиков?

- Я не очень верю, что это будет иметь какой-то эффект. Но, когда я подписывал это письмо, я не спрашивал, кто подпишет его еще. Это личный вопрос. Отсутствие подписей именитых ученых может говорить, например, о плохой организации сбора подписей. И если ставить задачу собрать подписи, их наверняка можно было бы собрать гораздо больше...

Что удивляет, так это то, что в медиа интересуются мнением кого угодно, но только не тех, кто подписал обращение. Как будто, подписав текст, человек уже сказал этим абсолютно все. Для кого-то, возможно, став "нерукоподаваемым".

Нам удалось связаться еще с несколькими учеными, подписавшими обращение.

Алексей Осипов, доктор физико-математических наук, профессор, руководитель лаборатории релаксационных процессов в газах физического факультета МГУ:

- Меня попросил подписать обращение мой знакомый. Моя точка зрения такова: если будет реализовано то, о чем идет речь в письме, хуже нам не будет.

- А кто вам его принес?

- Это профессор нашего факультета Хунджуа.

- Письмо имеет достаточно агрессивную риторику. Например, в нем говорится о "воинствующих атеистах и ненавистниках России". Кто и что подразумевается под этой фразой, по вашему мнению?

- Я очень плохо отношусь к крайним случаям: как воинствующему атеизму, так и клерикализму. Но, например, Гинзбурга, одного из авторов "Письма десяти академиков", я не причисляю к воинствующим атеистам. В структуре и иерархии РПЦ есть люди, которые меня по духу совершенно не устраивают. Точно так же, как мне не нравится огульная позиция разведения веры и знания. Поэтому я и присоединился к этому письму.

- Довольно существенное число людей, подписавших это письмо, работают на физическом факультете МГУ. С чем это связано? На факультете была какая-то организованная кампания по сбору подписей?

- Я не знаю, кто этим активно занимается. Что касается физиков, то здесь важно два момента. Во-первых, у нас часто происходят чтения, в которых принимают участие и физики, и религиозные деятели. Во-вторых, если взять физиков, то большинство из них всегда принадлежали к какой-либо религии. Исключение составляют несколько имен: Эйнштейн, например...

- А вам удалось детально ознакомится с обращением?

- Внимательно я его не изучал. Я его пробежал глазами. Фамилий, которые были бы против этого письма, я не нашел. Поэтому я его подписал.

Андрей Хунджуа, профессор, доктор физико-математических наук, кафедра физики твердого тела физического факультета МГУ:

- Кому, как вы полагаете, принадлежит инициатива в составлении обращения 227 докторов и кандидатов? Что вы имели в виду, когда подписывали обращение?

- А зачем вам это знать?

- Обращение вызвало определенный общественный резонанс. Кроме того, оно отличается достаточно агрессивной риторикой. Например, в нем говорится о "воинствующих атеистах и ненавистниках России". Хотелось бы узнать, кто и что подразумевается под этой фразой теми, кто составлял обращение, и теми, кто его подписал?

- У нас нет никакой культуры, кроме православной. Поэтому ее надо преподавать. Либо ее, либо никакую. Вот, собственно, и все. Что же до того, по чьей инициативе организовано обращение, то я не могу вам этого сказать. Я этого не знаю. Да и это не имеет значения. Можно сказать, что здесь я лично обращаюсь к президенту.

- А кто такие "воинствующие атеисты и ненавистники России"?

- Этого я не могу пояснить. Но ведь такие есть? И это самое главное. Не имеет смысла отрицать, что есть ненавистники России. Я это письмо подписывал не для того, чтобы разжигать страсти.

- Как вы думаете, почему обращение не подписано ни одним академиком?

- Есть академики, которые бы подписались под этим письмом. Но до них просто невозможно добраться. Неправильным было бы начать собирать подписи и заставлять выбирать их между одним и вторым.

- Получит ли общественный резонанс это письмо? Будет ли оно иметь воздействие на своего адресата?

- Ну, раз вы мне звоните, общественный резонанс уже есть. Но вряд ли это будет иметь реальное воздействие, тем более что у нас совсем скоро будет другой президент. Смысл обращения в том, чтобы люди понимали, что есть разные мнения по этому вопросу.

Антон Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики Московского городского педагогического университета:

- Я не отношусь к числу составителей обращения. Я подписывал это через Общественно-консультативный совет при департаменте образования города Москвы. Он называется "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества". Инициативная группа этого обращения как раз там. Это Галина Мелехова, Игорь Понкин и ряд других людей.

- Каким образом вы узнали об этом письме?

- Через Общественный совет. Эти люди меня как раз и ознакомили с письмом. А почему вас это интересует?

- Письмо отличается достаточно агрессивной риторикой. Например, в нем говорится о "воинствующих атеистах и ненавистниках России". Кто и что подразумевается под этой фразой, по вашему мнению?

- Вам все-таки лучше обратиться к составителям этого письма. Я поддержал инициативу, потому что хорошо знаю инициаторов обращения. С содержанием письма я внимательно не знакомился, просто пробежал его глазами, согласившись с общей идеей.

- Это письмо подписали доктора и кандидаты наук. Для вас имеет какое-то значение, что среди подписавших нет академиков?

- Когда я подписывал обращение, речь шла о том, что это должны быть люди с учеными степенями. Насчет академиков я не в курсе, список подписавших я не видел. Но в любом случае для меня это не принципиально.

Владимир Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского госуниверситета:

- Я являюсь одним из инициаторов этого обращения. У нас существует серьезная проблема: во всем мире признаются ученые степени по теологии, тогда как у нас - нет. Для чего нужно это обращение? Необходимы кадры высшей квалификации для подготовки специалистов по теологии. Аналогичный процесс должен быть осуществлен и в нашей стране. Это здравый подход, здравые принципы.

- А это реально осуществить у нас, где сильны традиции атеистического образования?

- Вполне. Во всем мире теология как дисциплина существует, почему же у нас невозможно?

- Вы, как один из составителей письма, наверняка сможете пояснить, кто имеется в виду под "воинствующими атеистами и ненавистниками России"?

- Это люди, подписавшие "Письмо десяти академиков".

- Ваше обращение является ответом на него?

- Конечно, отчасти наше обращение является реакцией на это письмо. Но все-таки это не единственная задача обращения. Для нас самое главное состоит в том, что сегодня в реальности некому готовить кадры по специальности "теология". В первую очередь нужна подготовка этих кадров. А негативные высказываниями академиков по поводу ученых степеней по теологии всего лишь показывают их абсолютное невежество. Во всем мире, по крайней мере европейском, ученая степень по теологии - это общепризнанная норма. Поэтому академиков мы затронули больше по ходу дела, не ставя это центральной темой обращения.

- Как вы полагаете, будет ли ваше обращение иметь какое-то воздействие? Как на этом воздействии может сказаться достаточно воинственная риторика обращения? Оправданна ли подобная риторика?

- Да я бы не сказал, что риторика обращения агрессивная. В любом случае она не более воинственная, чем в "Письме десяти академиков". Благо, что простому профессору можно позволить себе риторику на уровень ниже, чем академику. Тем более что многие из академиков, с которыми мне приходилось общаться на эту тему, не знают никакого иного языка, кроме матерного. К моему глубокому сожалению, это факт. В любом случае воинственность нашего обращения на уровень ниже, нежели "Письма десяти академиков".

Да, есть в тексте некоторая эмоциональная восторженность. Но в подобного рода письмах - это же не академический документ, а обращение к общественности - это вполне уместно.

- А вас не смущает, что в подписавших это обращение нет академиков?

- Совершенно не смущает. Я уверен, что под этим письмом подписалось бы и множество академиков, в том числе президент РАН Осипов. Так что в данном случае это не важно. Да и потом истина не доказывается числом академиков или профессоров. Истина есть истина. А кто ее высказывает - простой дядя Вася или академик - не важно. Главное - истина. А истина здесь очевидна.

- А каким образом осуществлялся сбор подписей? Это была какая-то организованная акция?

- Сбор подписей осуществлялся в основном у нас в Калуге. Люди, которые задействованы в этом процессе, по преимуществу его и подписали.

- Ряд подписавших письмо говорят о том, что они подписали обращение по просьбе знакомых, а с содержанием самого письма они не знакомились или знакомились бегло.

- Я не исключаю, что такие ситуации возможны. Все-таки под обращением подписались более двухсот человек. Но в любом случае, даже если человека просто попросили, он все равно знал, под чем он подписывается. Если бы академик Алферов меня лично попросил подписаться под "Письмом десяти академиков", я бы никогда этого не сделал. Более того, я написал ему публичный ответ. Кандидат наук, даже если его просто попросили и даже если он само обращение не читал, в любом случае знал, что он подписывает. Хотя я не думаю, что таких людей было много...

Галина Мелехова, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии, политологии Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики:

- Думаю, что важно не кто составитель, а то, что письмо получило широкую общественную поддержку. Мне кажется, нужно отталкиваться от этого.

- А как вы узнали об этом письме?

- Ко мне обратились, я прочитала. Я была в курсе предыдущего письма, то есть "Письма десяти академиков". Я сочла возможным поддержать позицию, которая изложена в обращении, которая противостоит позиции "Письма десяти академиков".

- То есть, это обращение является ответом на "Письмо десяти академиков"?

- В какой-то степени именно так.

- И "воинствующие атеисты" - это именно десять академиков?

- Да, это они.

- Каковы тогда цели обращения, по вашему мнению?

- В первую очередь - нейтрализовать "Письмо десяти академиков", которые взяли на себя роль выступать от имени Академии наук, от имени науки в целом. А во-вторых, сдвинуть пресловутые темы, которые уж давно обсуждаются и которым приписывается довольно странная роль. В частности, по курсу ОПК в школе и по теологии в вузах.

- А может ли помочь решению проблемы воинствующая риторика обращения?

- Почему воинствующая? Возможно, риторика немного резковата, но это спровоцировано первым письмом. Но я бы не назвала ее воинствующей.

Александр Лаломов, старший научный сотрудник лаборатории рудных месторождений Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН:

- Кому принадлежит инициатива составления обращения 227 докторов и кандидатов? С какой целью вы его подписали?

- Это инициатива Общественной палаты при Министерстве образования правительства Москвы. Поскольку я состою членом этой палаты, я расписался одним из первых. Я знаю ряд ученых, преподавателей МГУ, которые также подписались под этим письмом.

На мой взгляд, слишком однобоко в нашей школе преподается атеистическая, эволюционная парадигма. Оба взгляда - и атеистически-эволюционный, и креационистский - имеют под собой достаточные научные обоснования.

- Письмо отличается достаточно агрессивной риторикой. Например, в нем говорится о "воинствующих атеистах и ненавистниках России". Хотелось бы узнать, кто и что подразумевается под этой фразой теми, кто составлял обращение, и теми, кто его подписал?

- "Воинствующие атеисты" - это в первую очередь академик Гинзбург как председатель Общества атеистов и вся компания, которая в свое время подписала "Письмо десяти академиков" по борьбе с клерикализмом. Но риторику нашего обращения я не назвал бы агрессивной. Она гораздо более умеренная и мягкая по сравнению с текстом "Письма десяти академиков". Выраженное мнение - это мнение достаточно образованных и грамотных людей. Это не мнение церковных кругов. Это мнение общественности. И если кому-то интересно мнение общественности, то к нашему обращению прислушаются. Если же мнение общества никого не волнует, то и обращение никого не заденет.

- Это письмо подписали доктора и кандидаты наук. Для вас имеет какое-то значение, что среди подписавших нет академиков?

- К сожалению, вопросами сбора подписей под обращением напрямую занимаются не так много людей. Но если брать не конкретных подписантов письма, а вообще широкие академические круги, такие люди, как президент РАН Осипов, бывший вице-президент Фортов, академик-генетик Алтухов, придерживаются точки зрения, что эпоха безоглядного оголтелого атеизма прошла. И без внимания к неатеистической позиции построение картины нашего мира не получается. Людей, которые придерживаются такой позиции, среди академиков не найти. Академики сформировались в советское время, в атеистической среде. И совершенно нормально, что они не пересмотрели свои взгляды...

Информация о том, что под обращением продолжается сбор подписей, получила подтверждение. Не исключено, что через определенное время среди подписантов обращения могут оказаться куда более известные и знаковые фигуры представителей российского ученого сообщества.

В любом случае спор верующего и атеиста на специфической российской почве и в специфической среде российской науки продолжается. И мы - "Русский журнал" - будем за ним внимательно следить.

Вячеслав Данилов, Кирилл Мартынов, Любовь Ульянова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67