Казачий острог в Семилужках

Один из тысячи

В двадцати километрах от Томска – старинного города шести университетов и множества научных институтов, расположенного в Западной Сибири – есть небольшое село Семилужки, в котором проживает около тысячи человек. Именно здесь мы нашли удивительного человека Владимира Фёдоровича Ильина – потомственного казака и глубоко верующего человека, который несколько лет назад собственными силами начал строительство казачьей крепости, в точности напоминающей укрепленную заставу казаков-первопроходцев, возведенную ими в 1609 году для защиты восточных границ Томска.

Владимир Федорович неохотно рассказывает о себе. Будучи человеком верующим, избегает известности. Вместе с тем считает своим долгом завершить стройку, за которую взялся несколько лет назад. Много лет он проработал участковым милиционером в Семилужках, помогал людям. Когда вышел в отставку, появилось свободное время. А взяться за столь необычную стройку помогло чудо – явился как-то Владимиру Федоровичу образ христианского святого - Николая Чудотворца и велел восстановить утраченную крепость. С божьей помощью дело и пошло.

Это святое место, говорят жители. Дело в том, что спустя почти сто лет, после того как казачий острог был построен, здесь в крепостной церкви появилась чудотворная икона Святого Николая. В этом месте молились и святой Даниил Ачинский, сосланный когда-то на каторгу в Сибирь, и старец Феодор Кузьмич, таинственный святой Феодор Томский, и цесаревич Николай, впоследствии последний русский император Николай II. Чугунная плита, на которой молился цесаревич, причисленный в 1981 году к лику святых мучеников, сохранилась и находится в реконструированном деревянном храме Семилужного острога.

Здесь же бывал другой святой - Иннокентий Иркутский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири. После разрушения храма в 1937 исчезла и чудотворная икона Святого Николая. Однако у хозяина реконструированной казачьей крепости, Владимира Фёдоровича, хранятся другие святыни, появившиеся здесь чудесным образом.

Владимир Федорович с удовольствием показывает то, что уже было сделано. Внутри деревянной крепости имеются церковь и крест на месте будущей часовни, баня, лобаз, колодец, скотный двор, три башни с дозорными вышками, множество других построек, характерных для жизни русского человека на рубеже 16-17 веков. Впечатляют башни - угловую башню украшает герб Российского государства. В воротной башне установлены колокола для приветствия гостей и праздничного звона. Нижние этажи угловых башен часто использовали под жильё. В дальней башне находится изба приказчика. Внутреннее убранство дома украшено иконами в красном углу, внутри стоит расписная печь с местом для сна, где лежат медвежья шкура и натуральная овчина, на стенах висит оружие. Доступ к дозорным вышкам осуществляется по внутренним лестницам, состоящим из двух плах с врезанными ступеньками.

Окна в домах небольшие, потолки низкие для экономии тепла - Сибирь всё-таки.

Восстановить старый казачий быт удаётся с помощью настоящих пушек, орудий крестьянского труда и амуниции воина 17 века. Это тяжеленная кольчуга, прочный металлический наплечник, шлем с внутренним войлоком для удобства, и конечно оружие: ручная пищаль, арбалет, стреляющий камнями, лук и стрелы с металлическими наконечниками, палаши – огромные топоры времён Ивана Грозного, мечи и щиты, выполненные согласно технологии того времени.

Из строений внутри частокола привлекает внимание небольшой домик для хранения продуктов - лобаз, который имеет высокие, похожие на сказочные куриные ноги сваи с вертикальными зазубринами от полевых мышей. Можно увидеть огромный медвежий капкан, корзину-ловушку для рыбы, старинные плуг и сёдла, прялку и кованые подсвечники.

В Семилужном острожке можно примерить старинную одежду, подержать в руках щиты и мечи, здесь можно молоть зерно с помощью жерновов, попариться в русской бане, искупаться в купели, выпить травяного чая или молока из глиняного кувшина.

Удивляет то, что все сделано средствами и руками, как самого Владимира Федоровича, так и добровольными помощниками, которые приезжают посмотреть на семилужковское чудо и остаются, чтобы помочь в меру своих сил и возможностей. Чтобы продолжить строительство, а в планах Владимира Федоровича построить вторую церковь в честь Святого великомученика Николая, необходимы строительные материалы и свежие силы. Одним словом, тем, кто желает окунуться в эпоху суровой и простой жизни русского крестьянина и воина, добро пожаловать в сибирские Семилужки.

На фото: казачий острог в Семилужках

       
Print version Распечатать


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67