Борьба за старый Петербург

Понятие «старый город» не очень распространено в России. Многие россияне узнают о том, что это такое, путешествуя по Европе. Там мы видим, как бережно охраняют горожане облик «старого города» в его исторических границах, не позволяя строить новых зданий, тем более высотных, в этих старых кварталах. В Петербурге сейчас защитники архитектурного наследия и исторической среды города без особой надежды на успех борются за Уткину дачу, Никольский рынок и Лопухинский сад.

Старинная усадьба конца XVIII века, Уткина дача, когда-то принадлежала директору Певческой придворной капеллы Марку Федоровичу Полторацкому; на руку и сердце их внучки, Анны Олениной, претендовал А.С. Пушкин, но получил отказ, а другой внучке Полторацких, Анне Керн, Пушкин посвятил то самое «Я помню чудное мгновенье». Сейчас территория Уткиной дачи не охраняется, а забредающие туда случайно или намеренно люди только ухудшают ее состояние, засоряя местность и устраивая там пожары, последний из которых состоялся в ноябре 2011 года. Усадьба гибнет на глазах петербуржцев, и скорее всего не от злого умысла, а от халатности прежде всего властей, которым она оказалась совсем не нужна. На призывы активистов организовать охранный пост у здания, администрация района отвечает пока только обещаниями.

Здание Никольского рынка было построено во времена царствования Екатерины II. В нем долгое время размещался городской гостиный двор. Здание несколько раз меняло хозяев, пока в 2010 году ЗАО «Никольские ряды» не приобрело его в свою собственность. Планируя полную реконструкцию, включающую в себя возведение стеклянного купола, который может необратимо изменить вид исторического места и погубить культурную ценность здания, владельцы и инвестор встретились с явным несогласием граждан. Летом 2011 года более пятидесяти деятелей культуры и искусства Москвы и Петербурга направили в Министерство культуры письмо с просьбой не соглашаться на предложенный проект реконструкции Никольского рынка. После этого инвестор отказался от строительства купола, однако внутреннее пространство здания до сих пор находится под угрозой превращения в современное торгово-офисное помещение.

В Лопухинском саду, который в XIX веке принадлежал видному российскому купцу и меценату Василию Громову, часть территории была выкуплена холдингом RBI, по сообщениям, по смехотворной цене. Теперь RBI планирует возвести многоэтажную гостиницу, перекрывающую выход к Малой Невке и скорее всего приводящую к уничтожению всего сада.

Посягательства коммерческих структур на эти памятники объясняются простой инвестиционной привлекательностью местности и выгодным расположением в центре города. В ответ на это петербургские художники и фотографы устроили выставку. «Только художники могут показать, что эти места по сей день являются историко-культурными памятниками, передающими очень тонкие вещи. Не парадный Петербург создает главную атмосферу города, а невзрачные на первый взгляд проходные дворы, заповедные уголки, предместья», - говорит Сергей Васильев, представитель общественной организации «Группа спасения».

«Очень хорошо, что работы эклектичны по отношению друг к другу, это создает необходимое разнообразие. Чем больше будет представлено ракурсов, тем больше сохранится частичек от души Петербурга», - говорит Борис Трубников, директор галереи современного искусства «Северная пальмира».

Художники групп «Старый город» и «Дети Архипа Куинджи», хотя и подчеркивают свою аполитичность, стремятся превратить свои плэнеры, а затем и выставки – в общественный жест, направленный на защиту культурного наследия Петербурга. Они хотят напомнить инвесторам, получившим права на эти здания и ландшафт, чем они дороги петербуржцам. Именно художники и фотографы могут отчетливо передать «гений места». И попытаться сделать инвестора не врагом, а союзником горожан.

Был уже и удачный пример «художественного сопротивления»: история с Эльфийским садиком, который удалось спасти благодаря деятельности творческих людей города. С 60-х годов это было место встреч сайгоновского клуба, знаменитого андеграундного кафе Петербурга. Здесь читал стихи Бродский, играли Цой и Гребенщиков, собирались художники – люди, которые впоследствии вошли историю, культуру города, составили славу целой стране. Когда власти объявили о застройке садика, художники и музыканты начали вновь устраивать тут вставки и концерты. Общими усилиями удалось привлечь внимание муниципальных властей, которые поддержали гражданскую инициативу и не позволили загубить это памятное место.

Верят ли сами художники, что с помощью творчества можно привлечь внимание властей и граждан к проблеме? «Я не возлагаю большие надежды на правительство, надоело уже возлагать. – говорит художник Эдуард Якушин. - Надо брать дело в свои руки и контролировать власть, которая должна понять, что это наш город».
«Эти памятники не просто вдохновляют, а вопиют, чтобы их спасли, - говорит художница Аля Деконская. – Что нам еще остается: мы можем проводить субботники, можем запечатлевать объекты в искусстве. А еще можем стоять, сцепив руки и не пускать бульдозеры. Только мы, граждане, можем спасти культурное наследие нашего города».
К лету планируется сделать более масштабную выставку, посвященную старому Петербургу, куда войдут еще около 50 объектов, находящихся под угрозой уничтожения.

       
Print version Распечатать


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67