Всемирная демократия и региональные партии

На второй неделе октября в Страсбурге состоялся первый Всемирный форум за демократию, который европейские СМИ уже успели окрестить «политическим Давосом». Организаторы намерены сделать его не менее значимым и регулярным.

В здании Совета Европы собралось около тысячи участников из 100 стран мира – в основном, общественных деятелей, политиков и представителей международных организаций. Российскими спикерами форума были Борис Акунин, Владимир Лукин, Алексей Кудрин и директор Московской школы политических исследований Елена Немировская. А в целом Россию представляла большая межрегиональная делегация этой школы, также на форуме работали участники из 17 национальных школ политических исследований, созданных по модели московской.

Представительность форума подчеркнул тот факт, что открывали его сразу два генеральных секретаря. С приветствием от ООН выступил Пан Ги Мун, а от Совета Европы – Торбьерн Ягланд.

Что же побудило созвать это крупное международное мероприятие? Общее название форума звучало так: «Преодоление разрыва: демократия между старыми моделями и новыми реальностями». Стремительное развитие социальных технологий, неоднозначные уроки «арабской весны», сложности в отношениях демократии и религии, наконец, так ли уж связаны демократия и глобализация? – эти актуальные вопросы были главными темами круглых столов и семинаров.

Совет Европы у нас зачастую путают с Евросоюзом, хотя это довольно разные (но пересекающиеся) структуры. Совет Европы как международная организация был создан еще в 1949 году, когда нынешний, почти федеративный ЕС казался еще утопией. На сегодняшний день СЕ объединяет 47 государств, в отличие от 27 членов ЕС. Кстати, путаницы здесь добавили и сами еврочиновники, когда назвали высший политический орган ЕС «European Council», что стало уже почти неотличимым от «Council of Europe».

Тем не менее, Совет Европы (оправданно или нет – другой вопрос) сегодня воспринимает себя как мировой флагман демократии. Даже сама прозрачная архитектура страсбургских европейских институций призвана подчеркнуть мысль о глобальной открытости и отсутствии прежних границ. Однако эта «безграничность» порой играет зеркальную шутку, оборачиваясь такой широтой, в которой собственно европейские качества уже растворяются...

Например, некоторые ораторы от Египта и Туниса в арабских одеждах требовали особого уважения к своей религии, считая это главным результатом состоявшихся там «демократических революций». Бывшие руководители Гаити и Гондураса были одеты по-европейски, но гневно обрушивались на «европейский колониализм».Участники форума все это выслушивали с вежливой политкорректностью и аплодировали. Но в итоге становилось все более очевидно, что никакой устраивающей всех декларации на форуме принять невозможно. Точнее, как раз вполне возможно – но только там будут самые общие банальности «за все хорошее, против всего плохого».

Едва ли не единственным заседанием форума, которое было посвящено собственно европейским демократическим проблемам, стал круглый стол «Регионализация и демократия». Да и то – он состоялся не в Совете Европы, а в гораздо более скромном зале Дома Эльзаса. Хотя там поднимались весьма насущные и злободневные проблемы для современного европейского развития, где регионы быстро становятся политическими субъектами. Уже у всех на слуху примеры Шотландии и Каталонии, которые стремятся обрести независимость от «своих» имперских столиц и войти в ЕС как самостоятельные полноправные члены.

В современной Европе фактически возникает новый политический контекст, когда региональные движения находят между собой общий язык на общеевропейском уровне, а централизованная национальная бюрократия (британская, испанская, французская и т.д.) все более становится историческим арьергардом. Конечно, этот тренд пробивает себе дорогу не так быстро, как хотелось бы активным регионалистам, но его становление уже не замечать невозможно. Появление в различных странах ЕС множества региональных партий, избирающихся в местные парламенты, существенно меняет политическую карту Европы. Демократическая субсидиарность все настойчивее теснит привычные бюрократические «вертикали». Голосуя за региональные партии, избиратели показывают, что непосредственные интересы своего региона для них важнее и актуальнее надоевшей «право-левой» игры парижских (лондонских, мадридских и т.д.) политиков.

В Страсбурге, уже вне программы форума, нам с муниципальным депутатом из Ингрии Иваном Федоренко удалось встретиться с лидерами двух региональных партий Эльзаса – «Unser Land» и «Alsace d’Abord».

С лидером партии Unser Land Андрее Мюнхенбах

С лидером партии Alsace d’Abord Жаком Кордонье

У этих партий существуют некоторые идейные различия - «Unser Land» («Наша Страна») отстаивает культурную и экологическую специфику Эльзаса, где когда-то большинство населения владело местным диалектом немецкого языка. При этом они вовсе не являются ирредентистами, стремящимися «отделиться от Франции и присоединиться к Германии». «Unser Land» выступает за европейскую интеграцию при сохранении локальной идентичности и входит в общеевропейскую регионалистскую партию «European Free Alliance», которая присутствует в Европарламенте.

«Alsace d’Abord» («Эльзас Прежде Всего») скорее можно назвать праволиберальными национал-демократами. Они также сторонники европейской интеграции, но с ударением на первое слово. «Alsace d’Abord» дружит с фламандскими, паданскими и каталонскими регионалистами, но критично относится к неевропейской иммиграции и вступлению Турции в ЕС.

В различиях этих партий словно бы отражается сложная история Эльзаса, который на протяжении веков принадлежал то Франции, то Германии, то вновь Франции. Кстати, именно по этим причинам Страсбург был выбран резиденцией Совета Европы – деятелям первых послевоенных лет удалось провести сущностную трансформацию и глубокий ребрендинг этого города, превратив его из объекта межнациональных споров в столицу общеевропейских проектов. Правда, громко называющий себя «столицей Европы» Страсбург до сих пор вынужден платить большинство городских налогов Парижу – на этот абсурд нам с иронией указывали лидеры обеих партий.

По своей экономической и культурной централизации Франция во многом похожа на нынешнюю Россию. Но главное отличие – региональные партии там легальны и имеют возможность избираться в местные парламенты. Мы весьма удивили наших собеседников, сообщив им о том, что в России региональные партии запрещены. Они все-таки полагали Россию более европейской страной…

Впрочем, Россия – страна парадоксов. Очень неожиданное для своей партии мнение недавно высказал зам.председателя Петербургского Законодательного собрания от «Единой России» Сергей Анденко: «Создание региональных партий – это не самая плохая мысль, по той простой причине, что регионов в нашей стране огромное количество, они растянуты с Запада на Восток на тысячи километров. И условия социально-экономические везде разные. И, конечно, люди на местах лучше знают, что им надо и как им надо. Те партии, которые будут образовываться на местах, знают, действительно, лучшие пути развития. Излишняя централизация вредна для страны». Если этого депутата не заставят покаяться в крамоле – значит, потенциал российской европеизации еще не исчерпан.

В последнее время у российских унитаристов по отношению к федералистам и регионалистам стало расхожим обвинение в «уменьшительном национализме». Тогда как в действительности они сами «уменьшают» Россию до масштабов отдельного национального государства. Куда им до размаха Достоевского и Данилевского, сопоставлявших Россию с целой Европой! Хотя именно такое сопоставление и было бы наиболее адекватно для федерации. Если Россия станет не номинальной, а реальной федерацией, регионалистские движения здесь обретут ту же интегрирующую роль, которую они играют в ЕС, свободно устанавливая между собой прямые связи на всем континентальном пространстве, и тем самым «сшивая» его. Регионалисты могут выглядеть какими-то злостными «сепаратистами» лишь с позиций прежних имперских столиц, которые не видят иного будущего кроме «удержания провинций»…

А пока европейский, регионалистский формат политики в России не приживается – точнее, российские политаналитики его настойчиво игнорируют, – они будут обречены лишь нагнетать уныние от риторического вопроса – почему же в империи нет демократии?..

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67