Трудная жизнь телеполитики

Вести сейчас разговор о политическом телевидении несколько странно. По одной простой причине: в России отсутствует политика публичная. Сама политика, конечно же, существует, но представляет собой некий "черный ящик". О том, что происходит внутри этого "ящика", наблюдатель, будь он телезрителем, читателем традиционных, бумажных СМИ или пользователем интернета, может судить лишь по косвенным признакам. По интерпретациям исходящих из "черного ящика" сигналов.

Было бы преувеличением сравнивать интерпретаторов со слепцами из известной притчи, на ощупь пытающимися составить представление о слоне, но сигналы от "черного ящика" настолько непредсказуемы и случайны, что подобная аналогия все-таки имеет право на существование. В условиях отсутствия публичной политики интерпретаторы, хотят они того или нет, превращаются в узких специалистов. По хоботу, ноге или хвосту. Любое движение, любой сигнал - и их интерпретации или претерпевают кардинальные изменения, или вообще изменяются на противоположные.

Времена, когда политические деятели России публично обсуждали именно вопросы политического обустройства страны, ее политической стратегии и тактики, обсуждали в самых разнообразных телепрограммах и - что очень важно! - в прямом эфире, прошли. И, скорее всего, в обозримом будущем не вернутся. Лучшее, что может получить телезритель, - различной степени напряженности полемику между политологами и политическими журналистами. Не политиками, а опять-таки - ее интерпретаторами. Разной степени ангажированности. Того, что привлекало телезрителя, больше нет. Ни политиков, обливающих своих оппонентов соком, ни политиков, как минимум пытающихся внятно обосновать свои взгляды и установки, способных к тому же выслушать противоположную сторону.

Причины краха политического телевидения в России представляются очевидными. Политические программы оказались на наковальне, и по ним беспрестанно лупит тяжелый молот. Наковальня - это интерес зрителя, дающего телепрограммам необходимый для существования программ рейтинг, молот - если не цензура, то постоянный, каждодневно-ежеминутный контроль за политической составляющей практически всех без исключения передач. Именно это и дало повод Владимиру Познеру недавно выступить с заявлением о том, что на российском телевидении не существует свободы слова. По словам Познера, в ходе парламентских и президентских выборов "были вещи совершенно запрещенные: о том нельзя говорить, этого нельзя показывать, того нельзя приглашать". Естественно, что в таких условиях политические программы просто не выживают.

Но политика как пронизывала, так и пронизывает все стороны жизни страны. И от нее, даже если вовсе не смотреть телевизор, не читать газет, не наблюдать за новостными сайтами в интернете, никуда не деться. А так как телевидение, даже практически полностью отказавшееся от политических программ, является пусть и кривым, но зеркалом происходящего в стране и мире, то и оно продолжает быть пронизанным политикой. Политикой в ее, так сказать, свернутом, преобразованном, интерпретированном виде. Проявляющейся зачастую в таких передачах, где она прежде никогда и не бывала замеченной.

Правда, политическое телевидение, вне зависимости от формата и жанра, вовсе не вчера перестало интересовать зрителя. Об этом свидетельствуют рейтинги самых популярных российских телепрограмм. Особенно взятые в некой временной перспективе. Интерес к сериалам и развлекательным ток-шоу был и прежде, но сравнительно недавно он уравновешивался интересом к передачам проблемным, в том числе политическим. Теперь же рейтинг показывает окончательное и бесповоротное преимущество "массового" телевидения.

Но рейтинги показывают не только предпочтения телеаудитории. Две магические цифры - непосредственно рейтинг (то есть среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории) и доля (то есть количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей [тех, кто смотрел любую другую программу] в данный момент времени) - оказывают на формирующих программную сетку крайне сильное воздействие. Еще бы! От рейтинга и доли программы в конечном счете зависит тот объем рекламы, которую канал получит вообще, а в конкретную передачу - в частности.

Из чисто политических, да и то - условно, передач в числе наиболее рейтинговых на последнее время (по данным TNS Gallup Media) остаются лишь программы "Время" (с рейтингом 11,3 и долей 26,1) Первого канала и "Неделя с Марианной Максимовской" (с рейтингом 2,3 и долей 6,2) канала РЕН ТВ. Почему - условно? Да потому, что обе эти программы являются, по сути, новостными, а если программа Максимовской и претендует на аналитичность, то обозреваются в ней прошедшие за неделю события вовсе не исключительно политические.

В число наиболее рейтинговых программ (по пять с каналов Первый, "Россия", НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ) не попали такие имеющие обычно политическую направленность передачи, как "Судите сами" Максима Шевченко (Первый) или "К барьеру!" Владимира Соловьева (НТВ). Можно, конечно, утверждать, что эти и другие (якобы политические) программы тем не менее пользуются популярностью, но цифры - упрямая вещь...

Телеаудитория тех же "Судите сами" никак не приближается к прошедшему недавно на Первом сериалу "Громовы" (рейтинг 15, доля 39,4), а телеаудитория "К барьеру!" - к программе канала НТВ "Чистосердечное признание" (рейтинг 9,8, доля - 22) или к идущей на том же канале "Программе Максимум" (рейтинг 8,2, доля - 20). Поэтому-то и "Судите сами", и "К барьеру!" сильно сдвинуты на более позднее время. Вроде бы передачи, имеющие своего зрителя, но не рекламоемкие. Кстати, идущие примерно в это же время фильмы (по большей части - зарубежные) на других каналах перебиваются рекламой так часто, что заканчиваются далеко-далеко за полночь, а в программах Соловьева и Шевченко рекламный пакет как был, так и остается прежним.

И тем не менее у политического телевидения в России великолепное будущее. Политика, хотелось ли этого или нет, всегда будет проявляться в телепрограммах. Причем, как представляется, политический акцент будет становиться все сильнее и сильнее. Дело, видимо, в том, что без обмена политическими идеями, а также без продавливания политических идей в случае "телевидение-зритель" возникают некие лакуны, в которые грозит низвергнуться уже нечто и вовсе непредсказуемое. Политические послания как действующей власти, так и тех, кто в настоящее время находится в "оппозиции", получат новое воплощение. Хотя новое, как обычно это бывает, всего лишь хорошо забытое старое.

Через ток-шоу, документальные и игровые телефильмы, даже через программы типа "Аншлаг" политические "месседжи" найдут свою дорогу к зрителю легче, чем через чисто политические программы, ограниченные форматом, статусом приглашенных (а также неприглашенных) участников, темами и жанрами. Политические темы проще и доходчивее предъявить зрителю уже не через чисто политические телевизионные программы, а через дискуссию по, казалось бы, очень далеким от политики темам. Как, например, явные политические смыслы всплывают в тех же передачах "К барьеру!". Ну а для тех, кому шоу Владимира Соловьева кажется слишком сложным, вполне подойдут монологи Задорнова. При внимательном рассмотрении в них реальной политики больше, чем в иных чистых по формату политических программах. Доживающих, скорее всего, последние дни.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67