Так когда же нам праздновать "12 июня"?

Varshavchik Sergey

12 июня, как уже немало лет подряд, страна отмечает главный государственный праздник под названием "День России". Который до 2002 года именовался "Днем независимости России".

Праздник, по мнению многих, довольно странный и вызывает до сих пор немало недоуменных вопросов. Ну, в частности, от кого Россия получила в этот день независимость? От Золотой Орды?

Тут надо вспомнить предысторию. В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придал 12 июня государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее, на первом съезде народных депутатов РСФСР, в условиях, когда бывшие республики Советского Союза одна за другой становились независимыми. Позже для простоты его стали называть просто Днем независимости. А теперь - просто Днем России.

А то, понимаешь, во всех странах есть свой день независимости, а у России - нет. Вот, например, в США он празднуется 4 июля. В этот день в 1776 году представители всех тринадцати британских колоний в Северной Америке единогласно приняли Декларацию независимости, назвали колонии Соединенными Штатами и тем провозгласили Соединенные Штаты Америки свободной и независимой от Великобритании страной.

Иными словами, в 1990 году руководство РСФСР провозгласило себя независимым от СССР. Однако де-факто такая независимость наступила лишь более года спустя, 21 августа 1991 года, когда в результате ГКЧП Советский Союз начал стремительно разваливаться по частям и к концу того же года канул в Лету.

Однако такие исторические неточности давно уже никого не смущают, когда речь идет о разного рода праздниках, тем более государственных.

Вот, к примеру, взять 23 февраля, которое долгие годы называлось Днем Советской армии и Военно-морского флота. В честь чего, спрашивается? Что такого героического произошло в этот день в 1918 году? Ничего.

Германское военное командование, которому надоело вести бесплодные переговоры с большевиками, в середине февраля двинуло свои войска в наступление по всей линии разваленного Восточного фронта, захватив Двинск (впоследствии Даугавпилс) 18 февраля, Минск - 20-го, Полоцк - 21-го, Режицу (позднее Резекне) - 22 февраля. При этом подразделения кайзеровской армии были весьма немногочисленными, благо, практически нигде они не встречали сопротивления.

В ночь на 19 февраля Ленин и Троцкий спешно телеграфировали в Берлин о готовности Совнаркома без промедления подписать мир на германских условиях, но немецкое командование предпочло продлить экономически выгодное и необременительное наступление до получения официального письменного подтверждения присланной депеши, направив тем временем немецкий отряд к Пскову, где был штаб Северного фронта и находились обширные склады военного имущества, боеприпасов, а также продовольствия. 23 февраля большевики объявили Псков на осадном положении, однако вечером 24 февраля немецкий отряд численностью не более 200 человек без боя овладел городом. В тот же день, 24 февраля, пали Юрьев и Ревель (ныне Тарту и Таллин).

Впоследствии был сочинен миф о "победе", якобы одержанной частями Красной армии 23 февраля над немцами "под Псковом и Нарвой". На самом же деле Псков, как выше говорилось, был отдан без боя, а к Нарве немцы подошли только 3 марта и заняли ее на следующее утро после нескольких часов перестрелки с отрядами Павла Дыбенко. Причем за бегство из-под Нарвы Дыбенко был снят с поста наркома по морским делам, исключен из партии и отдан под трибунал (видимо, тогда и появилось знаменитое "замком по морде" - заместитель командира по морским делам).

Любопытно, что еще 23 февраля 1935 года тогдашний нарком обороны Климент Ворошилов в статье в "Правде" утверждал: "Приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

Ну и кого такие тонкости волновали? Да, собственно говоря, практически никого. Этот день, ныне переименованный просто в День защитника Отечества, стал негласным "мужским днем" - в противовес официальному "женскому", который, как известно, в нашей стране давно и со вкусом отмечается 8 марта. А с недавнего времени 23 февраля стало (как и значительно ранее, с 1965 года, 8 марта) выходным днем, исправив, таким образом, гендерную несправедливость, допущенную по отношению к мужскому населению.

Кстати, по поводу Международного женского дня. Это, на мой взгляд, еще более странный праздник. 23 февраля поздравляют тех, кто служил в армии, то есть совершил некий Поступок (правда, таких с каждым годом все меньше и меньше). А в этот весенний день поздравляют просто по факту наличия соответствующего пола.

История возникновения этого праздника также весьма случайна и условна. По одной из версий, в этот день в 1908 году по призыву Нью-Йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин, по другой - в 1910 году немецкая социалистка Клара Цеткин на Второй международной социалистической конференции (в рамках восьмого конгресса Второго интернационала) предложила товаркам учредить единый день борьбы за права женщин.

Любопытно, что в итоге было решено таковым днем считать 19 марта, каковой и отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. На следующий год он отмечался - несмотря на резолюцию конференции - 12 мая. В 1913 году - 2, 9 и 12 марта.

По третьей версии, в 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами "Хлеба и мира". Через четыре дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта - по григорианскому календарю.

Международный женский день с первых лет Советской власти стал одним из любимых государственных праздников, когда на торжественных мероприятиях разного рода представители власти торжественно (с концертами и выступлениями артистов) отчитывались перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно 8-е Марта потеряло свою политическую окраску и превратилось в еще один выходной день в году, когда можно и нужно выпить "за прекрасных дам".

Не будем тут даже и говорить про 7 ноября, холостой залп "Авроры", "штурм" Зимнего (который прежде так любили показывать как кинохронику в изложении Сергея Эйзенштейна) и прочие атрибуты Дня примирения и согласия, как окрестили в 90-е годы этот день, прежде чем заменить его в 2000-е новой государственно-исторической датой - 4 ноября. То бишь Днем народного единства.

Спрашивается - кого с кем?

Официально это день празднования Казанской иконы Божией Матери и окончание Смуты начала ХVII века, а также освобождение Российского государства от иностранных интервентов народным ополчением под руководством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в 1612 году.

Ладно, опустим тот факт, что для российских мусульман, составляющих от 14 до 20 млн человек населения страны, чествовать в этот день православную святыню, мягко говоря, неприемлемо. Не говоря уж о приверженцах других религий и прочих атеистах.

Гораздо интереснее другое. Историки полагают, что уж если что и считать днем окончания русской Смуты, то это 21 февраля: в этот день в 1613 году Земской собор провозгласил боярина Михаила Романова русским царем, что положило конец чехарде царствований прошлых лет.

К тому же 4 ноября лишь с известной натяжкой можно счесть датой освобождения Москвы от поляков. В этот день был взят только Китай-город (где ныне располагается в том числе администрация президента России, с подачи коей и был принят новый праздник).

К тому же освободители Москвы никак не могут являть нам хороший пример "народного единства", ибо постоянно враждовали друг с другом: ополченцы Минина и дворяне князя Пожарского то и дело сталкивались с казаками князя Трубецкого. "Казаки были для земской дворянской рати страшнее самих поляков, и на предложение кн. Трубецкого она отвечала: "Отнюдь нам вместе с казаками не стаивать", - писал русский историк Василий Ключевский.

Завершилась ли вооруженная борьба разных сословий российского общества в 1612 году? Нет. Смутное время закончилось только к декабрю 1618 года, когда после похода армии польского королевича Владислава и осады Москвы стороны подписали Деулинское перемирие сроком на четырнадцать с половиной лет. Условия его были крайне тяжелыми для Российского государства: Речи Посполитой отдавалась Смоленская (без Вязьмы) и Чернигово-Северская земли и еще около тридцати городов.

Но еще раз повторюсь: такие исторические неточности и мифологемы характерны практически для всех государственных праздников, спускаемых сверху. Ибо государству нужны поводы для гордости, а гражданам - лишние выходные дни.

И в этом контексте День России абсолютно на своем месте - как праздник лета, дачи, шашлыков и рыбалки.

Так что хороших вам выходных.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67