Сказ о том, как Гельман с казаками в Ижевске мирился

С появлением сервиса Google Street View стало возможным путешествовать по всему миру, не отрываясь от монитора. Рассматривать Нью-Йорк, дивиться четкости дорожной разметки и чистоте тротуаров. Или наоборот, высматривать на пыльных азиатских пустырях экзотических свиней или домашнюю птицу. Заглядывать в окна с красными занавесками. Рассматривать бразильских проституток у темных баров. Появились охотники за редкими и абсурдными скриншотами, вроде мужика с автоматом на Бобруйской улице. Все закономерно: после того, как приелись гармонические переливы органчика в песнях The Doors, появляется спрос на афганский психоделический поп Ахмада Захира. И хорошо, что с нами давно уже нет Иена Кертиса, ведь у нас есть целый блог по греческой новой волне и пост-панку.

Такая нехитрая диалектика обеспечивает стабильный спрос на любой маргинальный продукт. Воспользовалась этим очевидным путем и галерея Марата Гельмана на Винзаводе, презентовав некоммерческую организацию «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана». Задача «Культурного Альянса» (далее по тексту – «КА») - превращение московской художественной сцены в российскую. «Первые два года мы будем знакомить Москву с художественной ситуацией в российских городах. Одновременно мы планируем работать и как продюсерское агентство для художников, и как галерея. Мы надеемся значительно расширить круг авторов, представленных в галерее, не только за счет молодых, но и за счет зрелых художников, живущих за пределами Москвы. Мы рассчитываем, что подобная программа заинтересует уже состоявшихся коллекционеров, так как предложим им новые неизвестные имена для пополнения коллекций, а также на вовлечение новых коллекционеров из российских городов, вниманию которых представим качественное искусство по разумным ценам».

Начал Гельман с Казахстана, сейчас же в галерее на Винзаводе можно посмотреть современное искусство из Ижевска (выставка продлится до 20 января). Как и в случае с братской республикой СНГ, в галерее представлена подборка работ из довольно герметичной культурной среды, организованной по принципу «не нужно рваться в столицу, необходимо обустраивать и облагораживать свое место» (тезис, приведенный Владимиром Дубосарским).

Как и в случае с первым проектом «КА», мы имеем дело со спокойной, качественной выставкой без провокационной тематики (за исключением одного объекта – фонтанчика, но об этом расскажу попозже). Есть деревянная скульптура, инсталляции, объекты, видеоарт. Перекличка очевидна и в экспонатах. Экспозиция начинается с тканых объектов Зои Лебедевой из серии «Флор-текстиль» (1997). Серия представляет собой набор прямоугольных полотен с фактурами сухих трав, плодов, ягод, почек деревьев, которые так и тянет пощупать, обнюхать. Фактуры неярки и смотрятся интересно именно благодаря чередованию с небольшими изменениями форм и оттенков.

Выставлявшийся ранее казахский «текстиль» (серия «Атавизмы» Алексея Шиндина (2012)) - это ковры, склеенные из бытового мусора на войлочной основе, - пыли, клоков шерсти, фрагментов поношенной кожи с ботинок. Довольно мерзкие объекты, если рассматривать вблизи, и упрощенные узоры, неопределенные восточные мотивы, если смотреть издалека. В чем в общем-то и состоит их идейное отличие от деревенских, природных мотивов «половичков» Лебедевой.

Есть и видео от Лебедевой – «Видеоперепись села Бураново» (2010). В воскресный вечер первого послепраздничного уик-энда монитор не работал, штепсель праздно валялся под розеткой, и перепись я так и не увидел. Можно было только гадать, какова популяция села из расчета длины видео – целых 80 минут…

Вообще на выставке много «теплых», обжитых, религиозных объектов – реалистическая деревянная скульптура Анфима Ханыкова «Голова Иоанна Крестителя» (2010), «Святой Себастьян» (2012), триптих объектов «Символ веры» (1998-1999) от Алексея Чернышова. Название последнего очевидно отражает содержание: это три темные доски с металлическими стилизованными фигурами человека, святых и креста. В принципе, редуцированная до этих двух проектов выставка могла быть одобрена казаками, перекрывавшими вход на проект «Духовная брань». Догадку подтвердил и интерактивный настольный фонтан «Казаки плюют в лицо Марата Гельмана» на втором этаже галереи. Чтобы галерист получил по заслугам, предлагалось нажать на кнопочку. Однако вместо возмездия получился пшик – в фонтане кончилось вода… Фонтан, кстати, можно сделать в домашних условиях по модели из блога Гельмана.

Религиозная тематика на мой взгляд есть и в проекте Энвиля Касимова «Первая книга» (2012) – коллажных работах из рыбьих шкур, цемента, лака. Это блестящие золотистые плоскости, выстланные чешуей с симметричными черными крестами. Запаха у работ, как и в проекте Лебедевой, нет.

Есть на выставке и обращенные к рафинированому визуальному восприятию вещи – абстрактная живописная серия «Параллельная реальность» Сергея Орлова (2008), реди-мейды «Объекты» (2011) Павла Аксенова. У Аксенова вещи тонут в бетоне – конек без конькобежца, паровоз без машиниста, фотоаппарат без фотографа.

И есть работы про место, про географию – Город Устинов, «Острова» (2011- 2012). Форма островов – объектов, одновременно похожих на биологическую клетку, поселение, авангардное кружево - «вырастает из свойств материала, характера элементов и логики пальцев. Тектоническую основу образует ткань, которая взята из разных источников, отличается по времени, историям и свойствам. В неё включаются вкрапления из металла, дерева, камней, сушёных овощей и фруктов, найденных объектов, вещей повседневного обихода и прочие мелкие частицы окружающего мира. «Острова», по сути, вручную сжатое пространство с множеством мелких деталей. Изначально мягкое, скрепленное твёрдой иглой и существующее уже без неё, само ставшее твёрдым. Материализованное время, след переживаний, кусок жизни. Ещё одно название этих работ — «Наружности», то есть внешние органы, связывающие человека со средой обитания». Получается вариация на восточную тему миниатюрных, настольных садов, воссоздающих модель макро- и микрокосма с осязательным, доступном восприятию масштабе.

Второй проект Города – инсталляция «Текущая архитектура» - изучает проблему сопоставления масштабов «глобальное/локальное» еще нагляднее: это ленты из фотографий мест и пространств, собранные в спичечные коробки с обозначением географических координат». Это модели городских ДНК.

«Многозарядный карабин MP-161K под патроны калибра 22LR для охоты на мелкую дичь, спортивно-тренировочной и развлекательной стрельбы». Оригинальный эргономичный дизайн, высокопрочный пластик, армирование стекловолокном. «Первая книга» Объекты. Рыба, бетон, лак. Все есть в Ижевске. И карабины, и картины. Спасибо Гельману за это.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67