Русские – вот интерес России на Украине

Проблема «несостоявшихся государств», точнее, их «принуждения» к национальному и территориальному единству упирается в сложную международную обстановку текущего момента. Еще в недавнем прошлом Соединенные Штаты Америки сыграли бы роль гегемона и взяли на себя инициативу в деле ведения переговоров о спокойном согласовании интересов сторон, которые затрагивает ситуация. Но сейчас, при администрации Барака Обамы, не ясно, есть ли у Соединенных Штатов желание играть эту роль и далее. В перспективе ближайших лет вызов для российской дипломатии заключается в том, чтобы действовать в роли миротворца и исправлять ущерб, нанесенный балансу интересов в том случае, если Америка окажется не в состоянии играть традиционную роль мирового лидера.

Каждая ситуация с вопросом «поддерживать – не поддерживать целостность» в прошлом имела свою специфику разрешения. В случае с Косово Запад, кажется, с самого начала спроектировал создание государства во главе с такими сомнительными персонажами, как лидеры Армии освобождения Косово, с последовавшей эмиграцией значительной части сербского этнического меньшинства. Это трагический и наименее благоприятный для сербов вариант развития событий, но его уже нельзя изменить – все базовые факторы благоприятствуют мусульманам Косово. Альтернативный вариант (которого придерживался и автор этих строк еще в 2007 году) – разделение Косово, чтобы обеспечить отделение большинства северных муниципалитетов с сербским большинством, – не был осуществлен.

В Ираке – свои особые обстоятельства. Курды эффективно управляли своей территорией в течение почти двадцати лет и заслужили право на независимое государство. Естественно, Турция, Иран и Сирия возражают против курдской независимости (с учетом ее потенциального влияния на их собственные курдские меньшинства), но ни один из этих режимов не имеет морального авторитета для того, чтобы выступить против подобного способа решения курдского вопроса. Проблема оставшейся части Ирака коренится во влиянии Ирана, который обозначил свои территориальные амбиции относительно населенных шиитским большинством южных районов страны. Так как у международного сообщества имеется значительный интерес к предотвращению иранского экспансионизма, то по этой причине оно будет стараться предотвратить отделение шиитского юга Ирака.

Относительно Украины: слишком рано предполагать распад страны в случае срыва выборов. Ценность украинских компаний выросла более чем в три раза с прошлого марта. Уже одно это – важный стимул для того, чтобы держать национальные активы под одним и тем же зонтиком. В настоящий момент кажется наиболее вероятным, что победит Янукович. Сторонники Тимошенко будут разочарованы, но я сомневаюсь, что они станут предпринимать радикальные шаги. Украинцы более эффективно голосуют ногами, нежели избирательными бюллетенями. Многие из среды самых энергичных и инициативных молодых людей эмигрируют. Это создает предохранительный клапан для национальной политической борьбы. Стареющее население менее склонно к тому, чтобы брать на себя политические риски, нежели молодые люди. Хотя разделение Украины, возможно, и не является самым худшим результатом. Спасение этой земли, что также вполне возможно, таится в ее исчезновении как целостности.

Украина существует в качестве отдельного государства (а при этом русские составляют почти половину населения) как результат советской национальной политики и внезапного распада Советского Союза после холодной войны. Украина – вымирающая страна. По статистическим (усредненным) прогнозам ООН, население Украины будет уменьшаться с отметки в 51 миллион человек в 1995 году до отметки 35 миллионов в 2050 году. В более же пессимистичном варианте общее число населения упадет до отметки 30 миллионов человек, при этом доля ставших иждивенцами представителей пожилого поколения возрастет с 20 процентов в 2000 году до 47 процентов в 2050 году, – это профиль абсолютно нежизнеспособного государства. В пределах жизни одного поколения Украина окажется перед национальным крахом.

Тем или иным образом Россия всегда будет координировать свои усилия на украинском направлении с Западом – либо в качестве партнера, либо в качестве препятствия. У России много интересов на Украине. И первый из них – национальный. Приблизительно 45 процентов украинских граждан – русскоязычные. В России уже ощущается нехватка собственно этнически русских. «Подарок» в виде около 25 миллионов русских в ближнем зарубежье – это жизненно важный российский интерес. Кроме того, у России есть важные коммерческие интересы на Украине, начиная с газового транзита. Однако эти интересы, на самом деле, вторичны.

У Соединенных Штатов не существует никаких жизненных интересов на Украине. Администрация Буша действовала так, будто демократизация через «оранжевую революцию» была принципиальным национальным интересом. Но этот вариант видения ситуации исчерпал себя. Соединенные Штаты и Европейский союз в настоящее время будут активно выступать за сохранение статус-кво. В последнее время в Соединенных Штатах не проходило никаких публичных дискуссий по возможному распаду Украины, и такого рода кризис захватил бы Вашингтон врасплох. Лучшим курсом действия для России могла бы стать поддержка референдума по вопросу о разделении. Но проектирование соответствующего гипотетического референдума будет сложно осуществить. Единственно возможный вариант – сделать это во взаимодействии с США и EC.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67