Россия – за равноправные отношения в Европе

Большая Европа – не только географическое, культурно-цивилизационное или политическое, но и ценностное понятие. Совет Европы – организация, фиксирующая стандарты и ценности демократии в ее западноевропейском понимании, прав человека в их западноевропейском понимании, вопросов насилия и ненасилия – опять-таки в западноевропейском понимании. Не совсем верным было бы выводить именно этот критерий на первое место в плане дефиниции Большой Европы – одних ценностей для этого явно недостаточно. Окажется, что в ценностном отношении США гораздо ближе к Западной Европе, чем, например, Россия. Кроме того, можно найти еще массу государств, которые могут придерживаться критериев, прописанных в уставных документах Совета Европы, не будучи членами Совета Европы.

Идея Большой Европы предполагает, что государства, относящиеся к Европе географически и культурно, имеют некую политическую целостность. Точнее – общий порядок. Общий порядок в сфере безопасности, общий политико-дипломатический порядок, общий экономический порядок.

И в теории, и на практике существуют две модели Большой Европы. Первая, реализация которой сегодня зашла в тупик, – это расширенный Запад, включающий в себя Россию в качестве младшего партнера. И вторая модель, когда Большая Европа имеет в себе два подпорядка, находящиеся в отношениях тесного сотрудничества и даже интеграции, а не конфронтации, как было в годы Холодной войны.

В последнее время реализовывалась модель расширенного Запада, состоящая в максимально возможном расширении двух главных основополагающих институтов Европы – НАТО и Евросоюза. Такая Большая Европа основывалась бы на расширенном Евросоюзе, имеющем тесные вертикальные отношения с Россией, то есть Россия выступала бы младшим партнером ЕС.

Стратегия НАТО и ЕС заключается в выстраивании подобной Большой Европы. Такая Большая Европа должна быть ЕС-центрична, и параллельно она должна быть НАТО-центрична в области безопасности. Стратегия Евросоюза в отношении России исходит из идеи о том, чтобы сделать Россию своей периферией, чтобы сблизить российские стандарты и правила со стандартами и правилами ЕС, тем самым получая мощный инструмент воздействия на российскую внутреннюю политику, воздействия на российский законотворческий процесс. Россия участия в европейских институтах не получает, таким образом, становясь полуколонией Евросоюза.

Эта модель развития Большой Европы для России неприемлема. Вся логика российской внешней политики, начиная с середины 1990-х годов – это несогласие с превращением западного порядка в панъевропейский порядок, и тем более несогласие со включением в этот порядок России и стран СНГ в качестве младших партнеров.

Россия выступает за качественно иную модель Большой Европы. Она претендует на собственный субпорядок. В плане безопасности основу этого порядка закладывает ОДКБ, в плане экономики – ЕврАзЭС и Таможенный союз, который Россия выстраивает с Белоруссией и Казахстаном и к которому в перспективе подключится Украина, возможно, Молдавия и другие страны СНГ. Россия выступает за то, чтобы Запад признал ОДКБ и ЕврАзЭС равноправными себе.

Россия выступает за биполярную Большую Европу, но за такую биполярность, которая была бы не конфронтационной, а кооперативной. Россия предлагает определенные правила игры в рамках Большой Европы, предлагает эту биполярность строить общими, универсальными правилами игры и, может быть, даже некоей институциональной надстройкой над НАТО и ОДКБ, с одной стороны, и над Евросоюзом и ЕврАзЭС – с другой. В плане правил жесткой безопасности предлагается идея Договора о европейской безопасности. В плане экономическом пока нет четкой формализованной инициативы России, но, скорее всего, она появится, потому что образ мысли российского политикообразующего класса и российской дипломатии в отношении ЕС к этому уже ведет.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67