Поступь дефедерализации

Идея федерального государства на российской территории, будучи порождена социал-демократическими перепевами германских романтиков, исходно странновата. Однако же считается, что Россия - государство федеративное. Пока. Во всяком случае, внешний декорум, как-то региональные главы, гербы и флаги наличествуют. Считается также, что Россия - государство светское. Пока.

Похоже, что не надолго.

В большинстве читатели РЖ не тратят драгоценное время на чтение казенных бумаг. Отчасти это оправдано, но не всегда. Последние новации Государственной Думы заслуживают внимания во всяком случае.

Несмотря на прошлогодний активизм Д.Н.Козака, теплилась надежда на то, что парламент постарается хотя бы притормозить реформистскую резвость. Но нет, в хорошем темпе (второе чтение 2 августа, а третье 5-го) решено, что местный бюджет расщепляется на два: один - муниципальных районов и городских округов, другой - городских и сельских поселений. И ведь расщепят - куда деться. Чтобы на местах не шалили, решено, что все счета местных администраций должны быть переведены из региональных казначейств в федеральное.

Если опрокинуть схему грядущей реальности, к примеру, на Афанасьевский район Кировской области, о котором мне уже доводилось писать, то получится следующее.

Нынешний бюджет района составляет 86 млн. 726 тысяч рублей. Из них сам район зарабатывает только 30 млн.

В состав района входит пгт. Афанасьево (3500 человек) и 18 сельских округов, от 3 до 30 населенных пунктов в каждом. Только в пяти поселках проживает более 1000 человек. 8 поселений - безнадежно бедствующих. При этом на территории района 33 школы, в которых обучается 2800 учеников. В настоящее время больницы, находясь на балансе района, подчиняются области и району неподконтрольны. Среднемесячная официальная зарплата составила от 977 рублей в сельском хозяйстве и 1978 рублей в сфере образования, 2473 - в здравоохранении до 3482 рублей в органах управления.

Уровень рождаемости в районе - один из самых высоких в области: 191 человек (11,3 на тысячу). Смертность при этом составляет 302 человека (17,8 на тысячу). На 100 работников приходится 77 пенсионеров, при том, что 8,5% пенсионеров продолжают работать. 10% трудоспособного населения работают за пределами района. В район за 2003 год въехало 75 человек, а выбыло 413 (в 2003 году уехало больше - 459).

При неполных сейчас 17 тысячах жителей район в ближайшие 5 лет утратит, как минимум, еще 2 тысячи.

Вот теперь наложим на эту картинку схему, принятую Госдумой в третьем чтении.

Если схема будет исполняться неукоснительно, то на территории Омутнинского района должно быть сформировано 6 поселенных муниципалитетов и до 18 муниципальных округов со своими бюджетами, своими бухгалтериями и всем прочим. Как это сделать при 86 или даже при 100 миллионах районного бюджета, остается загадкой. Загадкой тем большей, что в районе есть лишь филиал филиала Сбербанка соседнего района и нет своей налоговой инспекции.

Сохранение районной структуры и администрации новым Бюджетным кодексом не упомянуто. Предыдущие власти области оценили усилия главы района по переводу топливного комплекса с завозного мазута на местные дрова... полностью отменив субсидирование закупок энергоносителя. Зато за успешное выполнение бюджета администрация области подарила районной четыре современных компьютера.

В муниципальном управлении с людьми тяжко. Подбор глав сельских округов и сейчас происходит сложно. Председательница одного из сельских округов по сердобольности держала три котельных для трех зданий, расположенных в 150 - 200 метрах друг от друга. На вопрос, почему она не распорядилась ╚посадить╩ всех троих на одну, она ответила, что не хотела сокращать рабочие места, закрыв две котельные. А ведь по новым правилам придется исчислять налог на недвижимость, налог на землю.

Одна из точек потенциального роста - село Бисерово. Население 1200 человек.
"Моторами" развития округа являются два лесообрабатывающих предприятия: "Ритм" и "БиК". Предприятия развиваются, переходя на более глубокую обработку древесины, выходя с продукцией на другие регионы и на экспорт.

Проблемы развития, по словам глав этих фирм: нет нормальных дорог - сложно завозить дорогое оборудование и вывозить изделия; нет приемлемой связи в внешним миром, сложно общаться с потенциальными заказчиками, работать на рынке; нет конкуренции банков, что поддерживает непомерно высокий процент по кредитам и злодейские условия обслуживания. Различные проверяющие инстанции, желающие поживиться, предъявляют непомерно завышенные требования, чтобы "отбить" поездку из соседнего района.

Запрограммированные изменения этих проблем решить не могут.

В Бисерово придется заводить муниципалитет...

Что касается светскости государства, то земельный налог не будет уплачиваться учреждениями уголовно-исполнительной системы Минюста с территорий, занятых объектами мобилизационного назначения, а также религиозными организациями. Учреждения мирской культуры в этот список не попали. Впрочем, местные власти по своему усмотрению смогут расширять список льготников.

Что же до федерализма, то с 2006 года субъект федерации сможет сохранить свое казначейство только по специальному договору с центром, и мы, кажется, догадываемся, о каких регионах речь.

Безвозмездные ссуды регионам будут заменены кредитами, выдаваемыми на процентной основе (не затрагивая субсидии и субвенции), а с 2007 года в регионах, просроченные долги которых превысят 30% их доходов, решением Высшего арбитражного суда сможет вводиться временная финансовая администрация.

Помнится, боярская Дума при Петре Великом вводила налог на лапти - нынешний наш парламент постановил, что поступления от водного налога перейдут от регионов к центру.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67