Последний спич первого секретаря

Вечером во вторник 23 января президент США Джордж Буш выступил перед совместной сессией Конгресса с ежегодным посланием о положении дел в стране. Впервые за время своего правления он обращался к Конгрессу, полностью контролируемому демократами. Также впервые Буш произносил послание при столь низком уровне своей личной поддержки. Так, по данным АВС деятельность президента одобряют 33% американцев, а согласно опросам CBS - лишь 28%. Оба рейтинга отражают самый низкий уровень популярности политики американского президента при произнесении им ежегодного послания со времен обращения Никсона в 1974 году накануне импичмента. Факт все увеличивающейся эрозии поддержки Буша со стороны населения стал очевидным на Капитолийском Холме. Многие комментаторы констатировали, что президента, чтобы он ни говорил, просто перестали слушать, а поэтому и содержание его послания не сыграет какой-либо значимой роли. Причем это относится в полной мере и к соратникам Буша по республиканской партии. Для политического истэблишмента в Вашингтоне президент уже окончательно перешел в статус "хромой утки".

Накануне выступления скептические настроения в отношении содержания послания преобладали. Практически все ведущие американские общественно-политические издания отмечали, что в своем послании Буш, учитывая крайне негативное восприятие своей внешней политики, сосредоточится в основном на инициативах по решению внутренних проблем. Президент должен сбалансировать свою непопулярную иракскую политику предложениями во внутренней политике, что должно помочь оживить его позитивный образ как действующего главы государства, способного к решению стоящих перед Америкой задач. Проблемы внутренней политики являются одновременно хорошим предметным полем для достижения столь необходимого согласия с демократами, получившими контроль над законодательной властью.

Кроме того, конкретные инициативы во внутренней политике должны помочь снова привлечь публичное внимание к президенту, который в последнее время ощутимо страдает не только от неуспешного развития ситуации в Ираке, но и от рано начавшейся и все быстрее набирающей обороты президентской предвыборной кампании. Основной политический интерес прикован к кандидатам в президенты, а не к самому президенту. На президента либо не обращают внимания (а если и обращают, то лишь в негативном ключе, рассматривая его как политически недееспособную фигуру, которая упрямо продолжает в ущерб будущему республиканцев на грядущих выборах свою непопулярную политику), либо от него стараются прямо отмежеваться.

Негативный фон послания был обусловлен также тем, что практически все обнародованные еще до выступления инициативы во внутренней политике были подвергнуты обструкции как демократами, так и некоторыми республиканцами, что наводило на мысль об изначальной безнадежности и тщетности всех попыток Буша реанимировать свой образ действующего президента.

Однако прогноз медиа сбылся лишь наполовину. Буш действительно уделил проблемам внутренней политики большую часть своей речи, но другая, не менее весомая по содержанию часть обращения была посвящена решению внешнеполитических задач, которые, как и раньше, продолжают рассматриваться как фундаментальное условие достижения успехов внутри страны. Степень внимания к внешнеполитическим темам хорошо показывает список слов, которые во вторник чаще всего употреблялись президентом. Если выделить ключевые слова, которые упоминались наибольшее число раз, чем в какое-либо из предыдущих обращений Буша к Конгрессу, то это "Ирак" и его производные (прозвучали тридцать четыре раза), "страхование" и "медицинское страхование" (четырнадцать раз), "Аль-Каеда" (десять раз), "нефть" (девять раз), "дефицит" (три раза). Среди других слов "экономика" упоминалась восемь раз (чаще всего в послании 2006 года - 23 раза), "налоги" - девять раз, "террор", "терроризм" и их производные - двадцать один раз, "социальное обеспечение" - пятнадцать раз.

Проблемы доступа к медицинскому страхованию, уменьшение зависимости Америки от импорта нефти из Персидского залива и перехода к альтернативным и возобновляемым источникам энергии, обуздание дефицита федерального бюджета являются любимыми темами демократов и основным предметом критических нападок на республиканскую администрацию. Обращаясь к проблемному полю демократов, Буш попытался представить себя в качестве лидера, который имеет искреннее желание работать над практическими решениями поперек всех партийных границ. Другая цель, как кажется, состояла в том, чтобы надавить на лидеров Демократической партии в Конгрессе, поставив их перед дилеммой: либо соглашаться с предложениями президента, либо предлагать реальные альтернативные решения указанных проблем. Это, с одной стороны, означает попытку администрации договориться с демократами, приглашение к диалогу в рамках осуществления конкретных внутриполитических решений, а с другой - взять инициативу в свои руки, противопоставляя себя склонным лишь к критике и популизму, но не к позитивным политическим программам новым хозяевам Конгресса. Такая конфигурация должна была, вероятно, положительно сказаться на рейтинге президента.

Если обратиться к конкретному содержанию предложений Буша в области внутренней политики, то здесь доминировали темы здравоохранения, иммиграции, энергетики, образования, экономического роста и бюджетного дефицита. Президент призвал достичь в отношении этих вопросов скорейшего двухпартийного согласия. Он указал, что, несмотря на разногласия по поводу войны в Ираке, есть работа, которая может быть сделана обеими партиями внутри страны.

Президент Буш начал с экономики. Он подчеркнул бесспорные экономические успехи, достигнутые в период своего правления: 41 месяц непрерывного роста числа рабочих мест, низкий уровень безработицы и продолжающийся общий экономический рост. Буш заявил, что поддержка роста экономики остается одной из приоритетных задач, но заметил, что стимулирование роста должно осуществляться посредством увеличения роли не правительства, а предпринимательства, подтверждая тем самым приверженность к рейгановским экономическим ценностям, но противопоставляя себя демократам с их возрастающим стремлением к экономическому патернализму и регуляции.

В качестве одной их важнейших задач послания было указано предложение сбалансировать федеральный бюджет без увеличения налогов через продолжение политики стимулирования экономического роста и более тщательного внимания к государственным тратам со стороны правительства. Напомним, что демократы предлагают ради достижения аналогичной цели именно усиление налогового бремени. Буш подчеркнул, что двукратного сокращения бюджетного дефицита удалось уже достигнуть на три года раньше, чем планировалось. Дальнейшей целью будет сокращение расходов федерального правительства, более жесткая фискальная дисциплина и, что является самой амбициозной экономической целью, полное избавление от дефицита в течение следующих пяти лет.

Президент Буш также предложил продолжить разработку реформы социального обеспечения. Самый первый вариант реформы, предложенный президентом, был заблокирован еще республиканским Конгрессом. В сфере образования он высказался за продление действия акта No Child Behind, а в отношении проблемы иммиграции - за улучшение охраны границ, создание программы для временных рабочих, решение статуса нелегальных иммигрантов и за принятие мер по их ассимиляции в американское общество.

Особое внимание было уделено вопросам здравоохранения - одному из основных козырей демократов. Еще накануне обращения президента администрация выступила с предложением, согласно которому с целью обеспечения медицинским обслуживание тех, у кого нет медицинской страховки, следует перенаправить федеральные выплаты от институтов (медицинских учреждений) непосредственно к нуждающимся индивидам. Правительство должно помочь им купить медицинскую страховку, в том числе за счет налоговой политики, а не осуществлять постоянные выплаты. Буш указал, что это предложение должно сделать медицинские услуги дешевле для 100 миллионов американцев. Однако критики утверждают, что это приведет к увеличению налогов примерно для 20% работающих американцев.

Много места также было отведено вопросам энергетики. Буш предложил амбициозный план сокращения потребления бензина в США на 20% в течение 10 лет, что позволит существенно сократить зависимость страны от импорта энергоносителей. Эта задача должна быть решена за счет увеличения производства возобновляемых и альтернативных видов топлива, в частности этанола. Президент также предложил увеличить производство нефти внутри страны и объем стратегического запаса нефти. В целом в отношении вопросов энергетики Буш конкретизировал свою прежнюю политику: энергетические и сопряженные с ними экологические проблемы должны решаться за счет применения новых технологий, а не за счет политики жестких ограничений, которые поставили бы под угрозу экономический рост в стране.

Что касается внешней политики, то ее активная реализация продолжает рассматриваться президентом как необходимое условие безопасности США. Буш тем самым высказался против изоляционистского тренда, которому охотно следуют многие представители обеих партий. Он подчеркнул, что война с террором продолжается, а Америка все еще остается воюющей страной.

Все остальные озвученные в послании заявления по внешней политике находятся в рамках прежней внешнеполитической философии администрации. Буш подтвердил свою приверженность идее о том, что конфликт на Ближнем Востоке нельзя рассматривать как чисто военный конфликт. Он является в высшей степени идеологическим конфликтом, будучи образован борьбой тех, кто верит в свободу, и экстремистов, которые убивают невинных и угрожают американскому образу жизни. Буш назвал эту борьбу решающей идеологической битвой нашего времени, от результата которой зависит вся разделяемая свободным миром система идей и ценностей. Он особо подчеркнул, что идеология террористов является тоталитарной по своей сути. И ради будущей безопасности американских граждан необходимо помочь жителям Ближнего Востока построить демократию.

Следуя своей новой политической линии по Ираку, Буш упомянул как шиитских, так и суннитских экстремистов, которые являются лишь различными лицами одной и той же тоталитарной угрозы. Ирак в целом продолжает оставаться ключевым звеном в указанной идеологической битве. Америка не должна проиграть в Ираке, и все должны понимать последствия поражения, которое неминуемо приведет к взрыву всего региона. Конгресс не должен голосовать за поражение. Согласно Бушу, на данный момент нет ничего более важного, чем успех в Ираке. Он обратился к Конгрессу с прямой просьбой дать шанс провести в жизнь обнародованную ранее стратегию по Ираку, которая вызвала столь широкое неприятие.

Во внешней политике вновь постоянно звучала тема единства, простирающегося над партийными различиями и амбициям. Тесная совместная работа обеих партий, которая продемонстрирует террористам единство в отношении достижения победы, имеет решающее значение. Буш заявил, что для достижения победы необходимо увеличить численность американских вооруженных сил на 92 000 человек в ближайшие пять лет. Администрация также ранее обнародовала предложение создать специальный совет по войне с террором, составленный из лидеров Конгресса, которые бы принадлежали к обеим ведущим политическим партиям.

Обобщая, можно выделить три главные темы обращения президента Буша. 1) Терроризм, уходящий корнями в экстремизм на Ближнем Востоке, продолжает представлять угрозу США, и Ирак остается главным фронтом в этой борьбе. В отношении этой проблемы следует достичь единства для достижения конечного успеха, который все еще является возможным, несмотря на торжествующий скептицизм. 2) Призыв к двухпартийному сотрудничеству по решению конкретных вопросов во внутренней политике. 3) Президента не следует рассматривать как "хромую утку". Он еще способен принимать правильные и жизненно важные решения.

Сквозь все обращение проходит следующая важная идея: разделенное между демократами и республиканцами правительство может полноценно управлять страной при условии поиска компромиссов. Тема единства также определенно доминирует во всем выступлении. Буш подчеркнул наличие раздела и его осознание в администрации, но призвал его ликвидировать во имя дальнейшего успешного развития страны. Вместе с тем президент отчетливо показал, что, несмотря на стремление к согласию, он имеет взгляды и принципы, от которых не собирается отступать. Тема единства в послании часто смыкается с темой противопоставления политической идеологии демократов. Однако, главное, что теперь остается под вопросом, - сможет ли Буш достигать компромисса с подконтрольным демократам Конгрессом. Заслонит ли решение Буша послать дополнительные войска в Ирак потенциальный консенсус по поводу внутренней политики? Эти вопросы остаются пока без ответа.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67