Польский путь

Прагматичная, политически актуальная сторона недавнего визита Медведева в Польшу проста – курс на модернизацию, сближение с ЕС и НАТО. Своего рода облегченный вариант "внешнеполитической перестройки", осуществляемый Медведевым, требует выстроить с Польшей дружественные отношения. Польша – важнейшее государство восточной Европы, которое входит в ЕС. Глазами Польши ЕС часто смотрит на Россию. Обойти Польшу, стремясь к сближению с ЕС, невозможно. Более того, Россия нуждается в стратегическом партнерстве с Польшей на пути в сторону Евросоюза. Таковы правила и принципы ЕС: кто-то в Евросоюзе должен лоббировать интересы новых членов или стран, стремящихся к партнерству с ЕС. И обязательно сближение любой страны с ЕС должно сопровождаться "разруливанием" традиционных для этой страны и той части, которая к этой стране прилегает, региональных противоречий.

Основу такого курса заложили Германия и Франция. Именно возникшая ось этих двух традиционных континентальных европейских противников стала основой для европейского послевоенного единства и особенно для формирования ЕС. Расширение Евросоюза на восток также сопровождалось требованием к странам, желавшим войти в ЕС, сначала выстроить партнерство в своем регионе с историческим противником. Так, Литве пришлось пойти на партнерство с Польшей, несмотря на все проблемы Виленского края и трактовок исторических событий. Так, Украине пришлось выстраивать с Польшей отношения партнерства, несмотря на множество спорных тем. Также пришлось "сближаться" и Венгрии с Румынией, Словакии с Венгрией и т.д. Безусловно, проблемы между всеми этими странами остались, но их острота кардинально "притуплена" и угроза серьезного регионального конфликта между ними снята. В этом смысле ЕС полностью отличается от НАТО. Конфликты между членами НАТО возможны, а вот между членами ЕС пока таких прецедентов не было.

Стремясь к Евросоюзу, Россия попадает в эту общую для объединившейся Европы шкалу требований. Сближение с Польшей и даже региональное партнерство с ней – принципиальное ожидание ЕС от России. Медведев просто делает шаг, дружественный ЕС. Все в Европе понимают, насколько глубоки противоречия России и Польши. Насколько сложно России пойти на признание катыньской темы в ее польской трактовке и вообще протянуть Польше руку. И то, что такое сближение все-таки началось – сильный аргумент для европейцев в пользу того, что намерения Медведева действительно совершать в России близкие европейским ценностям реформы серьезны.

И для Европы и России важно, что сближение России и Польши происходит на базе европейских ценностей. Никаких, например, евразийства, уступок Польши российскому имперскому чувству или тем более советской традиции и коммунизму – не происходит. Медведев, сославшись на решение Госдумы РФ, признал принципиально важную для Польши как страны-члена ЕС тему – Катынь. В свое время нечто в этом духе сделал и Горбачев. Президент Медведев зашел дальше, что естественно, ведь он продолжает начатую Горбачевым политику, которая лишь притормозилась в нулевые годы, но существенно назад не откатывалась.

Своего рода катыньская декларация, серия заявлений и шагов с российской стороны с более широким признанием и осуждением данных событий – это не просто акт российско-польского примирения. Ведь Польша сейчас – не противостоящая России региональная "империя", а внешняя политика ЕС в настоящий момент весьма скоординирована. Катыньская декларация – точка подтверждения Россией осуждения сталинской политики в отношении восточно-европейских стран, очень существенная гарантия со стороны РФ продолжения осуждения сталинизма и коммунизма, стремления следовать в сторону европейских ценностей. К этой инициативе президента Медведева относиться можно по-разному. Но надо правильно понимать ее значение в международной политике. Косвенной стороной катыньской декларации является усиление позиций других восточно-европейских государств по отношению к РФ, т.к. все они имеют набор, аналогичный катыньскому, исторических претензий к СССР. Ныне усилилась и перспектива разрешения Россией этих споров по польскому варианту. Россия может выйти из идеологического клинча с Восточной Европой именно так, как выходит из клинча с Польшей.

Одна из важнейших реалий, в рамках которой происходит сближение России и Польши – резко ускорившееся оформление в восточной Европе и на Кавказе антироссийского регионального блока с Польшей в числе одного из лидеров. Критическая масса для такого регионального сближения возникла после начала конфликта России с Беларусью. Транзит нефти по альтернативным «Дружбе» направлениям возник не при Ющенко и Ландсбергисе с Валенсой, а только сейчас. Происходит вытеснение России из всей системы коммуникаций в регионе, обретение странами энергетической независимости от РФ также резко активизировалось именно в последние годы. Во время войны 08.08.08 прежде всего позиция восточноевропейцев привела к выводу российских войск за пределы Грузии, по сути остановила войну и не позволила России взять под контроль стратегически важные закавказские трубопроводы.

Программа Восточного партнерства ЕС создала дипломатический базис для постепенного оформления восточно-европейских стран в единую экономическую и политическую группировку. Такой процесс в Европе - естественное следствие либеральных реформ в России. Странно было бы как раз неотталкивание Медведевым Лукашенко. Это неизбежная тень новой волны российских реформ. Но Россия, как геополитическая единица, безусловно, нуждается в том, чтобы этот затрагивающий ее процесс региональной консолидации смикшировать и даже разрешить. Теоретически это возможно на базе европейских ценностей и сближения с Польшей, на базе общего дрейфа России к ЕС.

Опыт разрешения подобных, пусть и не таких масштабных противоречий на базе притяжения всех стран-участниц таких региональных конфликтов у ЕС имеется. В этом плане сближение России с Польшей для Медведева, возможно, вообще бесценно. Если будет найдена возможность предотвратить окончательное формирование в восточной Европе регионального альянса против России, если удастся сохранить сотрудничество России и восточной Европы, несмотря на сокращение значения РФ в ВЕ, это было бы именно такой победой Медведева, которой в свое время не хватило Горбачеву во время срочной едва ли не эвакуации СССР из восточной Европы. Безусловно, перед нами попытка встраивания России в общеевропейский контекст, это попытка договориться с ЕС не на имперских принципах невмешательства в зоны влияния друг друга. Это необычно и является, вероятнее всего, главной, хотя и не артикулированной публично, целью и задачей формирования новой региональной европейской оси Россия - Польша.

Наконец, среди реалий российско-польского сближения - сотрудничество в регионе Балтийского моря в углеводородной сфере. После скорого ввода в строй БТС-2 и ряда дополнительных проектов в портах в районе Петербурга, Россия становится еще более важным игроком на балтийском углеводородном рынке. А, значит, сотрудничество России с Польшей в этой сфере просто обязано приобрести больший масштаб, чем сейчас. Возможная покупка Россией критической доли пакетов польских НПЗ в этом плане вполне логична.

У польско-российских отношений есть и иные, более глубокие уровни взаимного интереса. Один из них - польский опыт модернизации страны. Я отношусь к критикам и скептикам относительной польской политической культуры. Но должен признать: да, Польше удалось удивительным образом создать экономическую систему, которая успешно выдержала удар мирового кризиса и при это не опирается на сырьевые, например, ресурсы. В Польше действительно идет структурная перестройка экономики, которая усиливает инновационный сектор. Возникает на руинах советской индустриальной экономики новое общество, которые примерно напоминает то, которое в своих декларациях стремится создать в России Медведев: многопартийная действующая система, стабильная внешнеполитическая и оборонная ситуация, открытость миру, защищенные права граждан, частный сектор в основе экономики. Не думаю, что польский путь подходит для России. Все-таки Польша развилась на руинах СССР при опоре на оборонную мощь НАТО и экономическую поддержку ЕС. НАТО и ЕС могут не решиться на аналогичную по мощи поддержку куда более тяжеловесной для них России. Но могу понять любопытство Медведева и российских либералов относительно польской модернизации. Возможно ли использовать хотя бы некоторые аналогичные интересы для неавторитарной, как не раз подчеркивал Медведев, модернизации в России. Российские либералы вообще всю историю существования Московского и Российского государств симпатизировали Польше и польской культуре. Симпатия могла быть критической, но была всегда.

Если Медведев действительно ведет Россию к ЕС, а на это очень похоже, тогда перед нами не просто очередное российско-польское сближение. Таких сближений в истории было много. Ничуть не меньше, чем польско-российских конфликтов. Если сейчас речь идет о подключении России к европейской интеграции как беспрецедентному в истории событию, а никогда еще в истории Европа не интегрировалась столь масштабно и глубоко. Если речь о том, чтобы Россия "подключилась" к процессу европейской интеграции идет всерьез, то неизбежно и сближение Польши и России в контексте этой интеграции, аналогичное сближению Франции и Германии. Вот этот момент - самый интересный в происходящем польско-российском процессе. Пока декларации о польско-российском партнерстве во имя единой Европы и т.д. нет. Но предпосылки к такой декларации в будущем и к движению на этом направлении, надо прямо сказать, Медведев своим визитом заложил. Громадная тема для российской культуры и политики, если до этого дойдет.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67