Перемен для Москвы

От редакции. Сегодня вечером состоится торжественная церемония инаугурации мэра Москвы Сергея Собянина. На мероприятии ожидается ряд высоких гостей – президент РФ Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и др. А вот Юрий Лужков поздравить преемника лично не сможет – он читает лекцию на тему «Развитие Москвы и возрождение России» в Международном университете. Стало быть, мероприятие пройдет без него. В день инаугурации нового мэра Русский журнал обсуждает стратегию Собянина и его заявления о приоритетных направлениях деятельности мэрии.

* * *

Кадровая революция (вместе со сменой стиля управления), которую предстоит сейчас пережить Москве, в определенном смысле уже произошла во многих крупных субъектах федерации. Самым близким примером тут является Петербург – тоже город федерального подчинения и тоже огромный мегаполис с близкими проблемами (хотя в Москве, конечно, есть своя специфика). Приход Валентины Матвиенко на пост губернатора города был таким же переходом от харизматичных, хотя и по-разному, первых двух градоначальников, во многом независимых от федерального центра, к появлению в городе члена властной команды, полностью координирующего свою деятельность с центром.

В Москве следовало ожидать примерно того же, и назначение Сергея Собянина на должность мэра полностью вписывается в эту сложившуюся практику. Для Москвы это означает перемены, и довольно большие. Если раньше столица могла существовать во многом как бы отдельно от России, то теперь многое в городе будет выстраиваться по-другому, хотя, конечно, перемены вряд ли будут слишком резкими.

Главная политическая заинтересованность федерального центра в отношении Москвы сейчас понятна: впереди большой электоральный цикл, который в любом случае обещает быть менее гладким, чем мы уже в последнее время привыкли, и столица в этот переходный период должна остаться стабильной, подконтрольной и управляемой. В дополнение к этому новому мэру придется если не решить, то хотя бы немного снять остроту главных городских проблем, накопившихся за годы правления Юрия Лужкова – и это, очевидно, будет не самой простой задачей. В целом эта проблема была настолько масштабной, что у руководителей страны вообще был очень небольшой выбор, кого можно назначить на этот пост – и кандидатура Собянина оказалась оптимальной сразу с многих точек зрения.

Собянин стал политиком федерального уровня задолго до прихода Владимира Путина к власти, и при этом он хорошо сработался с Путиным, когда тот начал консолидировать управление в стране и выстраивать властную вертикаль. У него есть опыт и местного управления в небольшом городке (он был мэром Когалыма в начале 1990-х), и руководства огромным регионом (Тюменская область). Позднее он занимал ряд важнейших позиций федерального уровня: возглавлял администрацию президента, а затем и аппарат правительства. Когда Собянин появился в «коротком списке» кандидатов на назначение, комментарии политологов сводились к тому, что вероятность этого кадрового решения близка к стопроцентной, единственное, что может тут смущать – это невозможность полноценно заменить Собянина на его аппаратной должности. Но, видимо, позиция в Москве показалась для федеральных властей более важной и критической в этих обстоятельствах.

На встрече с Собяниным президент Медведев произнес ключевую фразу, которая фактически передает всю мотивацию федеральной власти в истории со сменой Лужкова на Собянина (сейчас это уже можно называть так): по его словам, Москва «не должна быть обособленным регионом», власть города «должна быть в полной мере интегрирована с федеральной властью, чтобы к ней сохранялось доверие и чтобы она была эффективной». Трудно пока понять, какие конкретно формы в конечном счете примет эта интеграция, но то, что этот процесс будет запущен на следующее утро после прихода Собянина к власти в городе – очевидно.

Собянина характеризуют как спокойного, молчаливого, хладнокровного и выдержанного человека, с жестким и почти даже тоталитарным стилем руководства. Он предельно прагматичен, все политические соображения для него находятся далеко не на первом плане. Недаром он так органично вписался в путинскую систему в начале 2000-х – это как раз его стиль, стиль менеджера и эффективного управленца, сосредоточенного на решении конкретных административных задач.

На встрече с депутатами Мосгордумы Собянин обрисовал задачи, которые перед ним стоят, как он их видит, в самых общих чертах. В качестве приоритетных были названы три темы – это коррупция, пробки и поддержание высокого уровня развития социальной сферы. «Люди платят на карман практически везде: на дорогах, в детских садах, в бизнесе», - сказал Собянин. По его словам, в то, что эту проблему можно решить, в России сегодня «мало кто верит». «Но я вам должен сказать, – продолжил он, – что другого нам просто не дано, и в такой ситуации Москва не может дальше жить и развиваться».

Очевидно, однако, что каких-то совсем уж революционных мер в этом отношении предприниматься не будет – все опять же упирается в близкие выборы. До какой остроты ни доведена транспортная проблема в столице, любая попытка быстрой ее «расшивки» может быть осуществлена только через новое строительство (мостов, дорог и развязок), что в краткосрочном плане ситуацию только ухудшит. То же касается и коррупции, с которой вообще невозможно бороться какими-то пожарными мерами, это приводит только к обратному эффекту. Что же касается социальной сферы, то тут, скорее всего, больших трудностей у Собянина не должно возникнуть: при его хороших контактах и полном взаимопонимании с Путиным финансовое обеспечение этого гарантировано при любых вариантах развития событий. Федеральная власть тоже очень хорошо понимает важность Москвы и того, какими будут общественные настроения в столице.

В целом если к достоинствам Сергея Собянина можно отнести его жесткость и бескомпромиссность, то в числе его недостатков – некоторый недостаток гибкости. Между тем как раз сейчас ему придется проявлять очень большую гибкость, потому что от последнего изменения ситуации в мэрии москвичи ждут каких-то перемен и послаблений, в частности и в политическом плане, а не дальнейшего ужесточения.

Примером этого является тот факт, что столичные власти впервые согласовали митинг в защиту 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади – совсем недавно, при Лужкове, это было невозможным. Оставляя в стороне вопрос о том, надо ли оппозиции с таким маниакальным упорством добиваться разрешения митинговать именно на этой площади, отметим, что чисто политически это внезапное разрешение выглядит шагом, нацеленным на возможность сыграть на контрасте по сравнению с предыдущим мэром, и контрасте именно в сторону либерализации.

До этого митинги здесь не просто не разрешались, но еще и крайне жестко и даже жестоко разгонялись милицией и ОМОНом – теперь следует ожидать, что эта практика хотя бы частично уйдет в прошлое. В данном случае очевидно, что сигнал к смягчению этой политики идет от федеральных властей, Собянин только выполняет это распоряжение. Владислав Сурков, первый заместитель главы президентской администрации, недавно сказал в интервью газете «Взгляд»: «Если в многомиллионной Москве 200 человек хотят собраться непременно 31 числа, непременно на Триумфальной и непременно в столь скромном количестве – пусть собираются. Уверен, что новый мэр столицы найдет нужное решение. И это будет решение в духе политики президента».

Примерно в таком стиле, видимо, управление Москвой сейчас и будет совершаться – упор будет делаться на постоянную координацию между президентом и правительством с одной стороны и московскими властями – с другой. Для провинциальной России это, конечно, давно уже не новшество, но Москве придется к этому привыкать, и когда эта координация спустится и до уровня конкретики, чьих-то конкретных интересов на более низовом уровне, перемены будут неизбежны, и не всегда они будут гладкими и бесконфликтными. У Сергея Собянина впереди большое поле для деятельности.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67