Памятник

Кто-то где-то поставил галочку и вздохнул с чувством выполненного долга. "ОккупайАбай" закрылся. Понятно, что уже сегодня на Чистопрудном появятся бригады смуглых озеленителей, а за неделю-другую денег на "восстановление газона" и очистку памятника освоят столько, что только держись. Это будут не жалкие 20 млн рублей, в которые мэрия оценила ущерб "газонам и зеленым насаждениям". Так мелко эти люди не плавают. Каждую травинку пустят отдельной ведомостью, не сомневайтесь ("Мало завести грунт, - пояснил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский. - Работы должны проводить специалисты, что будет гарантировать приживаемость посаженных растений").

Нам явят не просто пример, а образец коррупции. Памятник коррупции. Каждый сможет прийти к Чистым прудам, посмотреть и сказать себе: вот эта трава обошлась бюджету, ну, допустим, в миллион долларов ("травка" стоит меньше такой травы!), а еще столько-то денег и трудолюбивых мигрантов потребовалось для того, чтобы убирать то, что "ленивые москвичи" убирали самостоятельно и бесплатно. Но возможен и более широкий, умозрительный взгляд на ситуацию. Можно будет вспомнить, как в стране учреждают народные фронты и открытые правительства, как пытаются запустить вечно буксующее партстроительство, как тужатся произвести на свет гражданское общество и объявляют войну правовому нигилизму, - вспомнить и сказать: а ведь возле памятника Абаю все это рождалось само. Оказывается, люди могут сами собираться, устанавливать правила и соблюдать их, организовывать снабжение и поддерживать чистоту. И опека им не нужна.

Многие так и не поняли, что произошло. Разговоры о шуме и грязи, будто бы производимых собравшимися у Абая, были эдаким естественным козырем на руках властей, компроматом, проверять который пришло бы в голову только человеку, никогда не гулявшему по улицам Москвы. Всем остальным вроде бы должно быть ясно, что степень загаженности прямо пропорциональна количеству гуляющих и обратно пропорциональна их возрасту и законопослушности. Согласно этой формуле, которую в России знают на ять даже дети, табор неформальной молодежи, склонной к конфликту с властями, обязан утонуть в нечистотах сам и затопить всю округу. Но этого не случилось. Люди, приходившие в эти дни к Абаю, обнаружили совсем другое: кусочек России, в которой хочется жить. Чистоту и порядок, доброжелательность и уважение к человеческому достоинству, чуткость и заботу о ближнем. Увидели образец такого отношения к людям и к окружающему пространству, которое хотелось бы встречать по всей стране, во всех ее городах и селах. Может быть, кому-то это не нравится? Конечно, мнения могут быть разными, но, выражаясь словами известного персонажа: "если вы скажете, что это плохо, я ваш кровный враг на всю жизнь".

Умудренные опытом сотрудничества с государственной властью политтехнологи ехидно сравнивают общество с расшалившимся ребенком, а тем временем оказывается, что "ребенок" уже обогнал их в своем развитии. И власть сейчас не знает, что с этим делать. Авторитарное государство умеет взаимодействовать с тем, кто ему подчиняется и с тем, кто ему противостоит, но только не с тем, кто его игнорирует. Подчинение и противодействие – это два варианта сотрудничества с системой. Наша власть и ее официальные враги различаются не ценностями, а текущими успехами в борьбе за них. Отсюда и шутки на тему "после коммунистов я больше всего не люблю антикоммунистов". Стоит ли удивляться, что из нашего "конструктора", как его ни собирай, всегда получается автомат Калашникова?

Но игнорирование власти – это уже выход за рамки системы. Система знает как бороться с радикалами, радикалы, в свою очередь, знают, что надо делать им. "Белая лента", как много раз было отмечено, не имеет внятной программы и не знает, что делать. Она просто живет своей жизнью. Но по этой же причине и власти не знают, что делать с "Белой лентой". Агрессивных нарушителей система может задержать, осудить и посадить, а как бороться с теми, кто не спорит с системой, а просто уходит от нее, не желая иметь с ней дело?

Возникает ситуация, которую внимательно исследовали поздние Стругацкие (в "Гадких лебедях", "Отягощенных злом", но не только там), когда новое отказывается быть оппонентной парой старому, отказывается развивать это старое через закон отрицания отрицания по диалектической спирали, отказывается "до основания" рушить старый мир, а просто уходит и отстраивается на новом месте. "От нас они бегут, из нашего мира они бегут в свой мир, который и создают по мере слабых сил своих и способностей, - говорит в "Отягощенных злом" учитель Носов. - Мир этот непохож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот - от нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо нам самих себя".

Перед нами новая форма общественной жизни, ростки будущего государства. Тем, кто их вытаптывал, кстати, тоже можно будет предъявить счет. А можно и не предъявлять, а просто забыть, как забывают солнечным утром ночной кошмар.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67