Памяти Юлии Синелиной

1 апреля 2013 года стало известно о трагической гибели Юлии Юрьевны Синелиной, одного из ведущих отечественных социологов религии. В последние годы она заведовала Отделом социологии религии в Институте социально-политических исследований РАН, где под ее руководством проводились исследования религиозной ситуации в современной России. Был хорошо известен ее семинар по социологии религии, который она регулярно на протяжении вот уже нескольких лет вела на социологическом факультете МГУ. Это была чуть ли не единственная в России дискуссионная площадка, на которой могли регулярно собираться отечественные социологи религии.

Юлия Синелина была одним из немногих отечественных специалистов, кто наряду с конкретно-историческими исследованиями так много времени уделял историческим и теоретическим вопросам. Едва ли в России найдется хотя бы один социолог религии, который бы имел за спиной такой фундамент исторических и теоретических познаний. Фундаментальные научные исследования Юлии Синелиной были сосредоточены, прежде всего, вокруг исторических и теоретических аспектов секуляризации. Теоретическим вопросам была посвящена ее монография «Концепции секуляризации в социологической теории» (2009). Вопросы истории – прежде всего, российской – рассматривались ей сначала в монографии «Секуляризация в социальной истории России» (2004), а затем в докторской диссертации «Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII – начало XXI вв.)» (2011).

Теоретические и исторические изыскания нужны были Юлии Синелиной для более полного понимания текущего момента. Она выделяла в истории России три цикла секуляризации, первый из которых относился к XVIII-XIX вв., а третий – к событиям XX–XXI вв. В своих работах она пыталась оспорить распространенную позицию, согласно которой секуляризация – это линейный однонаправленный процесс, и противопоставить ей представление о существовании циклов секуляризации (от выдвижения утилитарной квазирелигиозной идеи до возвращения к православной вере/культуре), которые в истории России следуют один за другим. По ее мнению, в начале XXI века Россия вступила в завершающую стадию третьего цикла секуляризации, характеризующуюся «возвращением части общества к православию, православной культуре через фазу религиозного синкретизма». Однако при всех симпатиях к православной традиции ее анализ был далек от триумфализма: одновременно с этим «возвращением» Юлия Синелина усматривала контуры нового цикла секуляризации, главным действующим лицом которого становится высший средний класс в столичных и крупных городах.

В ситуации, когда вопросы религии политизируются, когда быть объективным становится все труднее, когда люди спешат поскорее занять одну из сторон, Юлия Синелина была одним из немногих публичных интеллектуалов, кто умудрялся сохранять аналитическую беспристрастность и по мере сил заниматься академическим изучением религиозной ситуации в России XXI века. Очень хочется надеяться, что ее дело будет продолжено более молодыми коллегами, которых она всегда поддерживала и которым она всегда протягивала свою руку помощи.

Дмитрий Узланер, главный редактор журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом»

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67