Нервный юноша-геополитик, по убеждению гностик

Во времена моей юности становление мальчика полностью описывалось той кантианской системой педагогики, которая сложилась еще в начале ХХ века во время перехода европейских обществ от аграрно-аристократической к индустриальной культуре. Это «педагогическое кантианство» – достаточно тонко обоснованное на верхних этажах философии – имело и очень простую проекцию вниз, в массы. Оно заключалось в том, что у человека должна сформироваться «личность». А у личности должно быть «ядро». А «ядро» – это то, что отвечает за полностью самостоятельное существование человека среди себе подобных. Целью было формирование центра личности, как источника автономного нравственного поведения.

При этом даже коллективистские формы воспитания – скауты, интернаты, летние лагеря, массовые формы спорта и соревнований – работали не только на «социализацию» в коллективах, но и на создание «ядра личности». Педагогическая культура европейского индустриализма утвердила специальный корпус книг для мальчиков-подростков. Все эти книги работали на создание различных черт «самостоятельной индивидуальности». Этот корпус успешно существовал с 1890 по 1970 года. Его читал мой дед, затем мой отец, а затем и я. Он состоял из скаутских книг об индейцах (Майн Рид, Фенимор Купер), рыцарских романов Вальтера Скотта, пиратских романов Сабатини, книг о «подвиге в одиночку» (Робинзон Крузо, Джек Лондон и др.). Но для этой индустриальной культуры не предполагалось разнообразия «ядер личности». Все «машины социализации» – школа, армия, вуз, спортсекция, лагерь, рабочий коллектив - работали на одну схему «личностного развития».

Примерно после 1968 года наступил мир «личностного разнообразия». Россию он догнал в 90-х. Среди мальчиков теперь обнаружилась большая особая группа. Это дети, выросшие вне классической системы образования, их личностное развитие задано «фэнтези» и фантастикой. Как правило, это длинный, крайне худой юноша. Весь – как «стебель». У него не только длинные члены, но и длинная шея. Он обычно немного сутулится, поскольку вырос сидя за компьютером в такой позе, которая противопоказана медицински. Ноги он немного «приволакивает». Не потому что тяжело ходить, но потому что – таков «стиль поколения». Почерк ужасный, поскольку он рос уже в условиях, когда правописание выкинули из программы и «мелкую моторику» не развивали.

Зато он опытный пользователь гаджетов, потому что у него «кнопочный синдром» с 3-х лет. Он не знает реальной географии. Для него не было формирующей гуманистической роли русской классической литературы. Все это прошло мимо. Фэнтези и безвозрастные «унисекс»-блокбакстеры являются базовым культурным фактором формирования его внутреннего мира. К сожалению, прикладная социология ничего не знает о том, что произошло с этой поколенческой группой. Нет никаких «замеров мозга» в связи с влиянием фэнтези. Только «в обратную сторону»: много и часто общаясь по работе с этим социальным типажом, можно реконструировать то содержание «фэнтези», которое отложилось в «личной идеологии». Обнаруживается три основных конструктивных идеи фэнтези:

- воображаемая мощь. Она же – техническое или иное специальное превосходство

- наличие воображаемого «руководства миром»

- воображаемый «метафизический» враг

Иначе говоря, основой их органического мировоззрения является «бытовой гностицизм»: силы света ведут схватку с силами тьмы и должны постоянно наращивать «воображаемую мощь». Эти дети и становятся в дальнейшем адептами любой рационалистической идеи, опирающейся на мощь. Неважно, что это – сталинизм, христианство, «четвертая мировая теория», империя, кургинян, дугин, провинциальный путинизм-патриотизм и т.д. Внутри каждой идеологии находятся взрослые, которые подхватывают на руки молодой организм, в который впрыснут гностицизм.

В бытовом плане перед нами юноша, который непременно социализируется, поскольку вокруг так делают все, и надо стремиться к собственным доходам. У него имеется некое пространство, где должно находиться «ядро личности». Но там нет никакого ядра. А есть только возможные границы, внутреннее пространство не заполнено. Ядро личности заменено гностической схемой мира. Над которой надстраивается ультрарационализм. Который – в свою очередь – питается и развивается от необходимости аргументировать гностическую картину мира.

Собственно говоря, с этого места – пропустив всю мировую литературу – юноша, выйдя из «фэнтези», начинает читать так называемую «популярную историческую литературу» (о Сталине-Берии, о масонах, о бильдербергском клубе, о «новом мировом порядке», о тамплиерах, об аненербэ, о ленинизме, об ильиче-рамиресе-шакале, о черчилле, о второй мировой войне, о катыни, о власовцах и т.д. и т.п.). Поскольку все дети теперь – студенты вузов, то и этот тип находит себя на студенческой скамье. Тут они встречают разных лекторов-преподавателей старшего поколения, чье сердце глубоко поражено ресентиментом. Мы пока не до конца отдаем себе отчет в том, что, например, МГИМО, политологический и социологический факультеты МГУ, не говоря уж о многих крупных региональных гуманитарных вузах, наполнены педагогами-геополитиками. Происходит удивительное схлопывание старых бойцов «всемирной русской геополитической обиды» с юными гностиками.

Наиболее страшные последствия для развития личности представляет собой встреча юного гностика со взрослым «бойцом на стороне власти», либо с «ресентиментщиком», конструирующим альтернативное представление о власти. Тогда к 25 годам мы видим уже довольно сложное пространство «центра личности». Оно по-прежнему не заполнено. Но над ним начинает формироваться купол рациональной аргументации «двойного поведения». Ведь власть никогда не отвечает требованиям быть «силами света». В ней постоянно обнаруживается изощренный изъян. Поэтому органичным становится «ерническое поведение». Поскольку в «силах света» постоянно обнаруживается предательский обман (то вдруг учитель окажется алчным гомосексуалистом, то кто-то из соратников проворуется, то выяснится, что в самой власти тлеет червоточина и т.д.).

Спрашивается: где здесь секс? Ответ: такой юноша непрерывно е*ет мозг окружающим. В том числе и барышням. Хорошо еще, если у такого парня есть какое-то дополнительное увлечение (мотоцикл, дайвинг, катание на лошадях и т.д.). Тогда барышня может в общении постоянно «брать за скобки» всю эту «геополитику», схватку сил света (русского патриотизма) с силами тьмы (мировым либерализмом) и опираться на лошадей.

Проблема в том, что такого юношу очень тяжело довести до брака, а уж тем более до первого ребенка. Поскольку нет «ядра личности», то барышне не к чему апеллировать. Она не может положиться на естественную тягу юноши к обустройству жизни. Ей нужно жестко загонять его в бытовой коридор. Да, трудно иметь дело с молодым человеком, лишенным естественной теплоты и глубины. Но зато они бывают очень сентиментальны. Кроме того, они – не зная, как «прописан» в воображаемом «ядре личности» противоположный пол – охотно полагаются на ритуальную сторону межполовых отношений.

При этом они относятся к барышне примерно так же, как к власти. То есть конструируют «метафизическую барышню» и прыгают вокруг нее сложными заячьми петлями, включая барышню в свой мир в качестве одного из субъектов гностической картины мира. Интересно, что все это тоже уже было в прошлом фин-де-секле. Собственно говоря, это «Стихи о Прекрасной Даме» и весь сопровождающий их бытовой ужас.

Но только сегодня это уже совершенно другой ужас. Поскольку больше нет правописания, нет норм почерка и, возможно, нет общего гуманистического нарратива, на который опиралась педагогика в период перехода от аграрного к индустриальному обществу. В те далекие времена система «билдинга личности» работала на создание общей нормы городского поведения. А теперь система работает на создание разнообразия городских поведений. В основе которых лежит замена «ядра личности» неким множеством «виртуальных идентичностей». Так, во всяком случае, пишут многие специалисты по виртуальности.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67