Не Союз я принес, но газ

Спор вокруг белорусского газотранспортного предприятия обостряется. Если к Новому году не будет достигнут компромисс, союз между Беларусью и Россией может распасться.

Требования "Газпрома" просты: позволить приватизировать половину плюс одна акция "Белтрансгаза" по балансовой стоимости, которую "Газпром" оценивает в 600 млн. у.е., т.е. за 300 млн. долларов. В таком случае РБ будет получать газ примерно по цене Смоленской области РФ. В ином случае Беларусь будет рассматриваться как обычное восточноевропейское государство и будет получать газ по рыночным ценам, в несколько раз более высоким, чем ныне. Беларусь предлагает приватизацию "Белтрансгаза" по рыночной цене, определив ее примерно в 5 млрд. долларов. Газпром с этим не согласен... Недавно, правда, вроде "обе стороны" согласились на независимого голландского оценщика, который, поговаривают, оценит "Белтрансгаз" в 3 млрд. у.е. Но пока этого не произошло, и схватка перешла в "политическую плоскость".

Сейчас Беларусь получает газ не совсем по рыночной цене. Цена исчисляется исходя из философии и "буквы" договора о Союзном государстве между РБ и РФ. Согласно этому договору субъекты хозяйствования двух стран должны находиться в равных условиях. Российские субъекты хозяйствования получают газ, например, от "Газпрома" по цене, которая исчисляется по специальным формулам и не является в чистом виде рыночной. "Газпром" ведь, по сути, монополист внутри РФ. Поэтому цена на газ для РБ выше, чем для восточнее расположенных областей РФ, но не принципиально. И эта цена не может расти выше того процента, на который она растет для российских потребителей. Во всяком случае она не может переводиться на "рыночные рельсы".

Если цена на газ для РБ начинает исчисляться также, как для восточноевропейцев, тогда исчезает смысл в Таможенном союзе и вообще в едином экономическом пространстве, которое создается в рамках Союзного государства. В случае если цена на газ для РБ становится "восточноевропейской", Беларусь должна защищать своих производителей от российских конкурентов, у которых затраты на газ будут гораздо ниже. Тогда надо вводить таможенные пошлины и искать другие формы компенсации этого неравноправного положения субъектов хозяйствования двух стран по доступу к столь важному источнику энергоносителей.

А.Лукашенко на днях во время пресс-конференции перед российскими региональными СМИ в Минске рассказал, что произойдет, если "Газпром" перейдет к "рыночной цене". Тогда будет обложен тарифом транзит обычных грузов между РФ и ЕС, проходящий через Беларусь. Лукашенко сказал, что это примерно 100 млн. тонн в год. Ожидаемый рост затрат Беларуси на новую цену за газ он оценил в миллиард долларов. То есть на каждую тонну груза будет накинуто долларов 10. Действительно - не проблема для РБ. Никуда эти транзитеры все равно не уйдут, и перенос на них новой газовой цены ими вряд ли будет слишком ощутим. Разве что для Калининграда.

Кроме того, Беларусь выставит ценник на военный союз. По максимуму это означает, что России надо будет либо платить заметные деньги за военные объекты в РБ и сотрудничество с Беларусью, либо формировать почти с нуля собственную воинскую группировку близ Смоленска, нацеленную против НАТО.

Финансово и Беларусь и Россия из этой ситуации выйдут без особых сложностей. Разве что может быть какой-то драматичный короткий переходный период.

Гораздо более важны политические последствия такого поворота. Исчезнет Таможенный союз России с Беларусью. Очень ослабится военный союз. Скорее всего возникнет визовой режим, который будет особенно чувствителен для российских транзитников. Неизбежной будет информационная схватка. Но главное, Беларусь полтора года до исхода президентских выборов в России скорее всего будет выжидать, быстро укрепляя отношения с Украиной и с Западом в целом, будет отстраивать полностью суверенную экономику, оборону и политику в отрыве от РФ. А затем, если новый глава России не вернется к Союзу, скорее всего РБ установит с Западом союзнические отношения.

Сближение Беларуси с Западом уже началось, и оно носит очень глубокий характер. Вот уже около трех лет Европейский союз является основным торговым партнером Беларуси, а не как бы союзной России. Причем если с Россией у Беларуси огромный торговый дефицит за счет высокой цены на углеводороды, то с ЕС - громадный профицит за счет поставок туда продукции нефтехимической промышленности. За счет этого профицита Беларусь имеет более или менее доходную внешнюю торговлю в целом. Это важно при экспортной структуре экономики РБ. Если бы не ЕС, Беларусь бы обанкротилась после происшедшего роста цен на нефть и газ.

Однако не все знают, что европейцы установили для РБ не равный, а льготный режим доступа ко многим сегментам своего бездонного рынка. Белорусский профицит в торговле с ЕС - это не только следствие успешности белорусской промышленности, но и сознательной политики европейцев по вовлечению РБ в "себя". Никакое осуждение "режима" не может заставить Польшу или Литву требовать введения против РБ экономических санкций или даже лишения РБ этих льгот. Буквально в последние дни пришло очередное подтверждение этого пробелорусского курса ЕС: восточноевропейцы заблокировали процедуру лишения РБ торговых преференций по инициированным оппозиционными политиками РБ обвинениям в каких-то гонениях. Даже более того: впервые за много лет из уст восточноевропейских высших чиновников прозвучали слова о необходимости перейти к сотрудничеству с белорусской властью вместо долгих бесполезных попыток дипломатической изоляции. Европа внимательно смотрит за отношениями между РБ и РФ и готова подхватить РБ в случае разрушения этого союза.

Разрушение союза с Беларусью также немедленно приведет к формированию "транзитного союза" РБ и Украины. Такой союз уже фактически выстроен. Он просто пока затеняется союзом с Россией и обязательствами по Союзному государству. Как только Союзное государство рухнет, этот конструкт заработает в полную силу.

Важно, что Беларусь в течение последних месяцев стала частью антиглобалистского проекта. Сближение с Китаем и Венесуэлой, с Движением неприсоединения создали совершенно новую дипломатическую и идеологическую ситуацию в отношениях РБ с Западом. Еще недавно Беларусь воспринималась как страна, которая однозначно нацелена на слияние с Россией и восстановление на востоке Европы антиевропейской силы в виде сильной России или чего-то вроде СССР. Это будило старые фантомные страхи европейцев и делало их в глубине непримиримыми идейными противниками РБ. Ориентированная же на Движение неприсоединения, Беларусь такой угрозы в себе не несет и даже может оказаться интересной для разного рода левых либералов и прочей антиглобалистской интеллектуально-политической "тусовки" развитых стран. Во всяком случае смысл в серьезном конфликте с РБ в ситуации разрушения Россией союза с Беларусью для Запада почти отпал...

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67