Мюнхенская доктрина Джона Маккейна

Насыщенная предвыборная кампания так и не позволила кандидату в президенты США от республиканской партии Джону Маккейну приехать в Мюнхен на международную конференцию по безопасности. Тем не менее сенатор от Аризоны компенсировал свое отсутствие обнародованием внешнеполитической программы, которая должна стать основанием внешнеполитического курса его возможного президентства. В конце прошлого года в "Foreign Affairs" вышла другая статья сенатора, также посвященная его внешнеполитической доктрине как возможного кандидата в президенты США. Эта статья тогда вызвала интерес лишь у узкого круга специалистов. Привлекший несопоставимо большее внимание текст, распространенный для Мюнхенской конференции, является всего лишь более кратким изложением идей, представленных в статье в "Foreign Affairs".

Сенатор от Аризоны пользуется большим авторитетом как специалист именно по проблемам безопасности и внешней политике и во многом строит свой предвыборный имидж в качестве единственного как среди республиканцев, так и среди демократов кандидата в президенты, который обладает столь большим опытом в подобных вопросах. Поэтому его взгляды заслуживают здесь самого пристального внимания.

Следует также отметить, что внешнеполитическая доктрина Маккейна не стала откровением для экспертов. На протяжении своей длительной политической карьеры в вопросах безопасности и внешней политики сенатор от Аризоны славится своей последовательностью и неуступчивостью в смене позиции в угоду конъюнктурным интересам. В России Маккейна, в силу его крайне негативного отношения к нынешнему российскому режиму, многие причисляют к русофобам и считают человеком, который до сих пор смотрит на сильно изменившийся мир сквозь идеалы и представления "холодной войны". Однако это совершенно не соответствует действительности. Сенатора-республиканца никак нельзя назвать человеком, мышление которого осталось далеко в прошлом.

Маккейн действительно не является внешнеполитическим реалистом, если понимать под реализмом готовность сотрудничать с любыми партнерами на международной арене во имя достижения сугубо прагматических задач, под которыми в российском экспертном истеблишменте зачастую понимают лишь стремление к реализации определенных экономических интересов. Внешнеполитическая идеология сенатора от Аризоны ничуть не более идеалистична, чем идеология Джорджа Буша-младшего. Он также считает, что только свободные страны никогда не будут воевать друг с другом, а следовательно, для достижения мира и безопасности необходимо распространение демократии. В мире, где свободные страны забывают о своих идеалах, стремясь угодить любым режимам, безопасность оказывается лишь призрачной иллюзией. Однако понимание Маккейном механизмов демократизации, а также возникающих перед Америкой новых вызовов и предлагаемые им способы ответа на эти вызовы оказываются значительно реалистичнее, чем религиозное мессианство президента Буша.

Сенатор Маккейн искренне верит в идеалы свободы, которыми, по крайней мере сейчас, не готов жертвовать во имя призрачного прагматического сотрудничества. Последнее на деле внушает другим странам вредное представление о том, что Америка всегда руководствуется двойными стандартами. Но эта вера не является религиозно мотивированной, как у Буша-младшего, напротив, она, скорее, коренится в реалистической оценке происходящего. Маккейн считает, что война между свободой и деспотизмом не закончилась после завершения "холодной войны". Начало нового тысячелетия знаменуется новым наступлением на свободу со стороны исламского экстремизма и со стороны экономически успешных авторитарных режимов, которые научились эффективно использовать свои преимущества в противостоянии демократическим государствам.

Для противостояния этой угрозе США должны возродить солидарность, которая объединяла демократические страны Запада в эпоху "холодной войны" и позволила достичь победы над коммунистической угрозой. Другими словами, демократии должны объединиться, чтобы противостоять недемократическим режимам. МакКейн здесь радикально отходит от внешнеполитической практики администрации Буша, которая полагала, что Америка при достижении своих целей (например, демократизации) может действовать в одиночку, не обременяя себя прочными долговременными союзами.

Сенатор акцентирует внимание на том, что Америка является великой державой, и американцы должны быть готовы к тому, чтобы нести это бремя и необходимые жертвы, однако она не может и не должна действовать в одиночку. Маккейн говорит, что для того, чтобы быть хорошим лидером, Америка должна стать хорошим союзником. США просто не располагают всеми необходимыми знаниями и ресурсами, которые требуются даже для достижения собственной безопасности. Опора на союзников укрепит американское доминирование, в то время как ставка администрации Буша на единоличное решение международных вопросов лишь ослабило страну.

Таким образом, США должны вновь объединить вокруг себя все те страны, которые разделяют общие представления о демократии. Внешнеполитическая задача Америки - создание прочных и долговременных союзов с демократическими государствами. В Европе надежными союзниками должны стать традиционные партнеры по трансатлантическим связям, а также новые восточноевропейские демократии и страны постсоветского пространства, которые последовательны в своем стремлении к построению свободного общества. Основной институциональной структурой по безопасности в Европе должно стать НАТО, которое предполагается в дальнейшем расширять и всячески укреплять. В Азии Маккейн призывает к закреплению в институтах безопасности сотрудничества между Австралией, Японией, Индией и США. Япония при этом должна получить постоянное членство в СБ ООН. В Латинской Америке Соединенным Штатам предстоит активно кооперироваться прежде всего с Бразилией. На Ближнем Востоке главным союзником останется Израиль. Для тех стран региона, которые будут осуществлять демократические преобразования, сенатор предлагает создать зону свободной торговли на пространстве от Марокко до Афганистана. Действия в рамках этих союзов должны позволить США эффективно противостоять угрозам, исходящим от недемократических стран.

Главным проектом сенатора Маккейна в свете философии единства на базе общих ценностей является создание "Лиги демократий", которая призвана объединить все демократические государства. Идея такого союза - на основе разделения общих идеалов, а не какого-либо формального единства - уже давно активно обсуждается в США. Скепсис в отношении эффективности ООН, который доминировал в Америке в эпоху подходящей к своему концу эпохи Буша, является следствием уверенности в том, что если члены институтов не имеют общих ценностей, то сами институты оказываются недееспособными.

Теперь что касается врагов и угроз. В Азии главным вызовом Америке становится Китай. Китай не расценивается в качестве врага: он представляет угрозу определенным интересам - страна, которая создала успешную экономическую модель, не являясь при этом демократией, и которая может использовать свой потенциал для новой гонки вооружений. Маккейн полагает, что, пока Китай не двинется в сторону либерализации, китайско-американские отношения будут основаны лишь на периодически разделяемых интересах (которые при этом довольно часто совпадают), а не на общих ценностях. В Латинской Америке угроза исходит от популистской пропаганды, распространяемой режимом Чавеса и его союзниками. На Ближнем Востоке это Иран, которому следует помешать получить ядерное оружие посредством принятия широких международных санкций.

В Европе главным врагом, согласно доктрине сенатора Маккейна, становится "реваншистская" Россия, которая управляется "кликой" бывших офицеров спецслужб, подавляет демократические реформы на постсоветском пространстве и пытается манипулировать европейскими союзниками США посредством сырьевого оружия. Маккейн уже давно призывает к изоляции и маргинализации нынешнего российского режима, в том числе посредством исключения России из "восьмерки".

В Вашингтоне, возможно, еще не все считают Россию прямым врагом, не все являются сторонниками закручивания гаек или принятия столь радикальных мер, но уже давно рассматривают Россию как страну, которая свернула на "неверный" и "опасный" путь. Маккейн выражает здесь общую позицию острого неприятия российского режима, которую разделяют, например, все кандидаты в американские президенты, однако оказывается более последовательным в практическом отношении: если Россия действительно представляет реальную опасность демократическим идеалам, а следовательно, и безопасности, то надо от слов переходить к действиям. Если Маккейн станет президентом и будет публично выражать такую позицию уже как глава государства, то это, безусловно, приведет к огромному удару по российскому внешнеполитическому реноме. Президентство Маккейна, скорее всего, также будет означать увеличение финансовой и политической поддержки Грузии и Украины, демократической оппозиции на постсоветском пространстве и НКО. Это реальность, с которой нынешней России предстоит жить в том случае, если Джон Маккейн станет президентом США.

Маккейна не следует недооценивать как серьезного идеологического противника, демонизировать его или представлять в качестве карикатурного персонажа, который выражает лишь не заслуживающие внимания экстремистские позиции. Подобная ошибка однажды уже была сделана с Рейганом, а разочарование в России, как и понимание того, что нужно что-то делать, на Западе все больше нарастает.

Сенатор от Аризоны очень щепетильно относится к идеологии и к информационным войнам. В этом есть что-то от Рейгана. Он даже предлагает создать новое независимое агентство для решения пропагандистских задач по распространению позитивного образа США в мире, для идеологической борьбы с экстремизмом и авторитарной идеологией. Помня о "холодной войне", он прекрасно понимает, что ни в коем случае нельзя проигрывать пропагандистские войны. Идеалы и вера в них гораздо сильнее объединяют людей, чем сиюминутные экономические успехи.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67