К саммиту СНГ в Минске

Основные события, которые можно ожидать на саммите стран СНГ в Минске 28 ноября, определились, основные факторы, на которые надо реагировать, озвучены и ясны. Впервые за много лет, видимо впервые со времени возникновения СНГ, Россия столкнулась с почти общей позицией остальных стран СНГ по отношению к ней. Впервые ожидания реального российского лидерства подкреплены готовностью завершить существование СНГ, разойдясь по региональным группировкам, если Россия откажется от такого лидерства.

Что мы имеем к нынешнему саммиту СНГ?

Неудачу всей европейской политики РФ, которая в сегодняшнем виде начала проводиться примерно с момента начала роста мировых цен на нефть. До роста цен на нефть основные параметры и график развития России определялись документами по линии ЕС - РФ и внутриевропейскими программами, касавшимися в основном энергетики и транспорта. В большинстве своем эти документы были приняты около 1994 года и были ориентированы на усиление ЕС, а внутри ЕС - союзного центра, Брюсселя. После начала роста цен на нефть усиленная этим ростом РФ попробовала изменить формат отношений с ЕС: выстроить двустороннее сотрудничество с Германией, задействовать новые трубопроводы в обход восточной Европы, зациклить на себя поставки каспийских углеводородов в страны ЕС. Именно нынешней осенью эта политика рухнула:

  • Германия отказалась от альянса с РФ, сохранив альянс с Францией, то есть основу ЕС;
  • восточная Европа - Польша - заблокировала попытку России сформировать новую стратегию отношений РФ - ЕС;
  • в Закавказье запущен трубопровод и дипломатическая комбинация, способные пропустить большие массы каспийских углеводородов в ЕС в обход России;
  • Украина, Польша, Беларусь, Прибалтика перешли к формированию регионального альянса, развивающегося в рамках определенных еще в начале 90-х годов параметров европейской интеграции в Восточной Европе;
  • в регионе Каспийского моря добыча углеводородов достигла предполагавшегося в начале 90-х годов высокого уровня.

Сама РФ вступает в затяжную предвыборную кампанию, когда политическая система России рискует лишиться очень важного стабилизирующего фактора - политической роли В.Путина. Новому лидеру при любой поддержке В.Путина потребуется время, дабы обрести то неоспоримое внутрироссийское лидерство, которым обладает нынешний президент РФ. Стратегический цейтнот, в который может войти РФ, - это как раз тот период, в течение которого может окончательно оформиться восточно-европейский альянс с участием Украины и Беларуси, Закавказье может стать заметным транзитным путем для каспийского сырья, ЕС - принять конституцию и стать более успешным политическим игроком.

Этот путь может быть изменен. Именно такое изменение предложено России в ходе последних переговоров с разными странами СНГ, прежде всего с Украиной и Беларусью. Внутри СНГ ясно образовался своего рода альянс Украины, Беларуси, Молдовы и некоторых периферийных стран. Именно от этого "альянса" поступают предложения форсировать интеграцию внутри СНГ через особое внимание к транзитным и сырьевым вопросам. Украина и Беларусь заинтересованы в более простом доступе к каспийскому сырью и рынкам центрально-азиатских стран, центрально-азиатские страны - в доступе к рынку ЕС. В обмен эти страны готовы учесть интересы РФ и Казахстана по транзиту их сырья в Европу и усилить все уровни интеграции внутри СНГ, признать, что уж там скрывать, без особых сомнений российское лидерство в СНГ. Теперь все зависит от России и в меньшей степени от Казахстана.

Если на саммите стран СНГ 28 ноября будут приняты решения быстро сформировать, по сути, единую сырьевую и транзитную политику всего Содружества, то Россия вступит в затяжную предвыборную кампанию после провала своей европейской политики, имея устойчивых союзников почти по всему периметру своих границ. И тогда увязнувшим в Ираке США и еще не принявшему свою конституцию ЕС придется иметь дело с быстро возникающей могущественной группировкой стран на Востоке. И как раз те 3-4 года, которые требуются самому ЕС для политической консолидации, будут использованы для усиления единого пространства союзных России стран. При таком раскладе Европейскому союзу и США придется пойти на более благожелательную политику по отношению к России и союзным ей странам, чем ныне.

Хотелось бы думать, что сегодняшнее заявление российского премьера Фрадкова о том, что РФ не собирается выстраивать на двусторонней основе какие-то альянсы внутри СНГ, - аргумент в пользу ожиданий консолидации СНГ. И не очень перспективная идея свести СНГ к российско-казахстанской оси, а остальные страны сделать ее периферией все- таки уступит место более гармоничному и широкому проекту. Точнее, хочется думать, что СНГ после 28 ноября усилится, а не перейдет к окончательной дезинтеграции.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67