И никакого вам радио

В этом году в Рязани власти запретили празднование невиннейшего с политической точки зрения Дня Радио. Это одна из «фишек» региона, причем в отличие от официозного регионального культа Сергея Есенина или брутального знаменитого училища ВДВ, эта вещь родилась совершенно спонтанно, «снизу», за счет самоорганизации, а не по инициативе начальства, которое, наоборот, в этом году наступило таки на горло этой песне. Это что-то типа локального Дня Святого Патрика.

Как и ирландский праздник, да как и еще множество праздников, само явление это не Бог весть что такое, по большому счету – просто большая пьянка. Но с небольшой прелюдией, имеющей некоторый пародийно-религиозный оттенок, которая и придавала ему оригинальности, выводя за рамки обычного повода напиться. Вот эта-то прелюдия, которая безнаказанно «прокатывала» у студентов и выпускников Рязанской радиоакадемии (в прошлом – Радиотехнического института, «радика» в городском просторечье) более 10 лет, в год явления Pussy Riot народу и стала камнем преткновения между властями, подчинившимся им начальством вуза и многочисленными участниками этого праздника, которые, как оказалось, не поняли всей сложности текущего религиозного и политического момента.

Традиции этой лет 12. До этого имел место только «радиковский» аналог Дня десантника, пограничника и прочих профессионально-корпоративных ежегодных праздников на лоне городского ландшафта, не декорированных никакими ритуалами и неразрывно сопряженных с употреблением алкоголя в особо крупном размере. Неким отдаленным предшественником Дня Радио в Рязани был аналогичное празднование выпускниками местного медуниверситета дня рождения выдающегося физиолога, рязанца Ивана Павлова. Памятник ученому в этот день обряжали в белый медицинский халат, после чего яростно надирались.

А где-то в начале нулевых годов сформировалась церемония Дня Радио. В ночь с 6 на 7 мая, день, когда ученый Александр Попов изобрел радио, тысячи бывших и нынешних студентов собираются у стен «альма матер». И проводят «Крестный ход». Несут вместе со свечами «иконы» - портреты Попова и, кстати, оспаривающего у нашего соотечественника пальму первенства в изобретении радио Гульельмо Маркони. Только «лик» итальянца держат ниже, чем русского ученого. В полночь ответом на приветствие «Попов воскрес» звучит «Воистину Попов». К памятнику Александру Попову ставят его портреты, свечки и возлагают в качестве приношений радиодетали. После этого начинается празднование, которое может длиться все сутки, сопровождаемое обильными возлияниями. На эту, так сказать, «радио-Пасху» съезжаются выпускники рязанского «радика» со всей России и бывших республик СССР. Количество участников исчисляется тысячами.

«Самозорождение» этой традиции оказалось особенно любопытным и симпатичным на общем довольно таки угрюмом и тяжелом в эмоциональном отношении фоне, который царит в регионе. В смысле горизонтальных социальных связей и инициатив здесь все очень и очень «кисло». Социопатия правит бал. И вдруг – родилась такая «фишка».

Лет 12 все всех устраивало. Власти смотрели на происходящее либо сквозь пальцы, либо со сдержанной благосклонностью. Но в этом году они Дню Радио «не обрадовались». Какую роль в этом сыграла дата – вопрос открытый. Да, она совпала с событиями на Болотной площади в Москве. Но ведь фактический запрет на проведения массового праздника в Рязани поступил раньше, до того, как произошли столкновения с полицией в столице. С другой стороны, резонно предположить, что начальство отреагировало подобным образом в том числе и из-за того, что в этот день чуть ли не все наличные силы рязанских правоохранительных органов отправились из региона во все ту же Москву, понятно зачем.

В пользу этой интерпретации решения чиновников говорит и официальная формулировка, с которой они отказались «санкционировать» гуляния. «В связи с невозможностью обеспечить безопасность». Забавно, что один из «ходовых» предлогов, к которым чиновники по всей стране прибегают для отказа согласовывать акции протеста, в данном случае был применен к совершенно аполитичному мероприятию.

Однако, есть и другая версия. И она касается именно квази-религиозных элементов рязанской версии Дня Радио (а его празднуют в профильных вузах и в других городах страны). Ряд здешних чиновников и депутатов уже давненько и неоднократно неодобрительно отзывались о всех этих «крестных ходах», «иконах» и «Попов воскрес!» И есть информация, что основную роль сыграли все таки соображения по пресечению, так сказать, «кощунства». Хотя, конечно, могли «удачно» совпасть и оба этих фактора, и страх перед некоей стихийной местной Болотной, и опасения перед чем-то вроде Pussy Riot. У них, мол, «панк-молебен», а у нас тут «радио-Пасха» - «нехорошо-с»… Впрочем, чиновная голова в данном случае – потемки. Результат все одно известный – держать, не пущать, больше трех не собираться…

«Радики», конечно, все равно собрались. И праздник свой все равно отметили. И то сказать, кто бы им помешал, когда весь ОМОН отбыл на командировку в Москву, чтобы там держать и не пущать столичных «рассерженных горожан». Однако начальство Радиоакадемии, которое все предыдущие годы участвовало в организации праздника, в году 2012, выполняя распоряжение городской власти, от этого устранилось и даже более того – закрыло перед собравшимися толпами собственных студентов и выпускников ворота университетского городка. Не пустило их к статуе изобретателя радио. Не допустило сомнительных ритуалов и несанкционированных массовых гуляний. Перестраховалось и нанесло обиду тысячам людей. И сделало это на ровном месте.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67