Греческая трагедия союзного государства

От редакции. СНГ опять в фокусе мировых СМИ. Последние заявления президентов Медведева и Лукашенко показывают, что отношения между Россией и Беларусью теряют былую теплоту. СМИ уже второй день трубят о будущем Союзного государства. В свою очередь Конституционный суд Украины признал, что провозглашение этой страны в 2004 году парламентско-президентской республикой было незаконным. Каково же будущее отношений стран Содружества? Для Русского Журнала комментирует сложившуюся ситуацию историк и политолог Модест Колеров.

* * *

У нас существует по меньшей мере две причины обратиться к проблемам СНГ. Во-первых, это признание Конституционным судом Украины неправомерности изменения государственного устройства в 2004 году с президентской на парламентско-президентскую республику. Во-вторых, это заявление Дмитрия Медведева о сложностях в отношениях внутри союзного государства Российской федерации и республики Беларусь.

Что касается Украины, парламентско-президентская форма правления в наибольшей степени учитывала разнообразие политических культур и регионализацию страны. Но в условиях тотальной коммерциализации власти и политической сферы это делало страну заложником смуты и противоборствующих бизнес-интересов, то есть, фактически парализовывало государственную власть. Поэтому понятно желание новой власти сделать ее более эффективной и более контролируемой. Но, с другой стороны, я совершенно не уверен, что новая власть сможет адекватно управляться и справится с тем политическим и региональным разнообразием, в котором находится страна. Потому что партия Януковича уже отказалась от предвыборной программы федерализации, которая единственная может бесконфликтно учесть все политическое многообразие Украины. И, таким образом, выстраивая Украину под себя, Янукович, с одной стороны, подвергает серьезному испытанию собственную вертикаль власти, а с другой стороны, видимо, будет все дальше отходить от своих предвыборных обещаний, которые в наибольшей степени учитывали интересы русскоязычной части народа Украины.

Эти изменения, впрочем, едва ли окажут влияние на отношения между нашими государствами. Потому что наши межгосударственные отношения выстраиваются по принципу династической дипломатии, для которой взаимная политическая инфраструктура является в лучшем случае дополнительной опцией третьего, четвертого, пятого уровня, и ни межрегиональные, ни межкультурные, ни межполитические никак на деле не участвуют в выработке повестки двусторонних отношений.

В вопросе российско-белорусских отношений можно отметить, что они приблизились к абсолютному минимуму, предельному охлаждению с конца 1990-х. Сейчас у россии не альтернативы Лукашенко и его режиму, но есть более или менее адекватное понимание того, каких новых антироссийских действий можно ждать от Лукашенко, но нет понимания того, как устроена политическая сцена и как там возможна политическая конкуренция. Заявления президентов с обеих сторон выглядят как заявления двух трагических героев в античной драме. Это не политические программы, это констатации либо декларации.

Политически союзное государство находится при смерти. Социально-экономически оно существует в том, что касается прав народов, прав многомиллионного населения: единое трудовое право, единое образовательное право, единое миграционное право, пенсионное право, единая система ПВО. Но это единство в нынешних условиях является инерционным. И я боюсь, что Лукашенко может пойти и по пути ограничения и сокращения военного сотрудничества с Россией, а это будет чрезвычайно плохо для нас.

Как и во многих других случаях, внешняя политика Президента Медведева носит более открытый, более политически публичный характер. Но политика эта целиком исчерпывается декларациями. Я, к сожалению, не вижу со стороны России никакой системной, эшелонированной и продуманной политики в отношении Белоруссии.

Нам остается ждать, когда изменится сама атмосфера, поскольку сейчас мы не видим никаких усилий по ее изменению. Возможно, после выборов в Белоруссии возникнет некая патовая ситуация, когда каждая из сторон останется при своих. Но хватит ли у наших властей политических ресурсов начать с чистого листа, я не уверен.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67