Государство Израиль от Хуанхэ до Рио-Гранде

Один из главных идеологов современной американской внешней политики профессор Сэмюель Хантингтон в своей программной книге "Столкновение цивилизаций" писал: "По мере развития революций умеренные, жирондисты и меньшевики проигрывают радикалам, якобинцам и большевикам. Аналогичные процессы обычно происходят и в войнах по линиям разломов цивилизаций. Умеренные, ставящие перед собой узкие цели (как, например, автономия, а не независимость), не добиваются своих целей посредством переговоров, которые почти всегда на начальной стадии терпят неудачу, - и их дополняют или вытесняют радикалы, стремящиеся к достижению куда более отдаленных целей насильственным путем".

Выигрывает (в том числе и в глазах мирового общественного мнения) тот, кто ставит перед собой задачи дерзкие, глобальные. Это отлично видно на примере стран, еще недавно пользовавшихся влиянием и уважением в мире, но теперь стремительно утрачивающих свои позиции. В первую очередь на ум приходят примеры Израиля и России. Россия, отбросив знамя борьбы за социальное преобразование мира (не важно сейчас, насколько начертанные на знамени лозунги соответствовали реальному положению дел), в мгновение ока лишилась статуса сверхдержавы и оказалась в ряду стран "третьего мира".

Израиль, бывший в эпоху своей максимальной экспансии (после Шестидневной войны) любимцем университетских кампусов и самых разных кругов, вплоть до противоположных (от левых до националистов всех мастей), превратился в объект бесконечной критики и ненависти СМИ, а вчерашние почитатели обернулись его злейшими ненавистниками.

Место Израиля как объекта обожания СМИ заняли ООП, "Хезболла", "Исламский джихад" и "Хамас". Израиль отказался от дерзких, будоражащих воображение мирового сообщеста целей, попытался стать как все - и проиграл. ООП, Арафат и "Хамас" поставили перед собой дерзкую и глобальную задачу - "сбросить Израиль в море", создать на месте Израиля свое государство, - и мир, затаив дыхание, стал прислушиваться к ним.
Израиль сегодня находится в состоянии кризиса, подобного, кризису, охватившему еврейский народ столетие назад, когда впервые возник вопрос о воссоздании Израиля.
К концу XIX века все понимали, что еврейский народ поставлен в кризисные условия: не говоря уже об усилении - практически во всех странах - экономической и политической дискриминации, резко возросла угроза самого существования, угроза физической безопасности евреев.

Умеренные еврейские круги предлагали тогда умеренные же варианты: бороться за улучшение условий жизни "там, где сидишь", и/или перебираться в более благополучные в этом отношении страны. Под определение "умеренные" в этом смысле подпадали и либералы, и автономисты, и ассимиляторы, и бундовцы, и коммунисты. Общим для всех них было то, что генерируемые ими решения являлись традиционными, не несли в себе ничего радикально нового, ведь евреи со времен ассирийского изгнания действовали в привычных рамках: подкупить царя, отравить царя, устроить всеобщее восстание или вообще смыться из этой страны в другую, более человеческую.

Настоящими радикалами оказались тогда только сионисты, которые предложили идею абсолютно, казалось бы, безумную - вернуть Землю Израиля, где евреев практически не осталось, где властвовали турки и арабы, которых готовились сменить англичане, французы и русские.

Вернуть - и построить там независимое государство. Нормальные евреи крутили пальцами у виска и пытались, как могли, остановить безумцев, чтобы, когда последних начнут колотить палками, не перепало и нормальным. Но, хотя строители государства Израиль Хантингтона и не читали, действовали они вполне правильно: чтобы победить, надо стремиться разгромить вражескую столицу, центр управления. А думать только о взятии лишь ближайшей линии окопов - значит гарантированно проиграть войну. Лишь глобальная, радикальная цель позволяет полностью перестроиться для борьбы и с максимальной эффективностью использовать все имеющиеся ресурсы. "Радикальный", между прочим, значит "коренной", от слова "корень"...

Избранный тогда путь - решение проблем безопасности и экономического существования еврейского народа путем создания независимого Еврейского государства - полностью себя оправдал.

Сегодня, как и сто лет назад, еврейский народ вновь оказался перед лицом тех же самых проблем: физическая безопасность и экономическое выживание. Не перестреляют Израиль арабы - добьет экономический кризис.

Аксиома: чтобы победить болезнь, надо добраться до ее первопричины. Но причины, породившие эти кризисы, поставившие Еврейское государство на грань пропасти, находятся далеко от его границ. И выйти из экономического кризиса страна тоже не может - ведь экономика Израиля, при всей ее эффективности, несамостоятельна; Израиль мог бы стать мощной экономической державой, если бы не близорукая политика правительства страны, но сегодня развитие экономики Израиля и его материальное благополучие завязано на Нью-Йоркскую, а не на Тель-Авивскую биржу. Экономические интересы Израиля (как и интересы безопасности) приносятся в жертву более могущественными силами - американцами, европейцами. Что касается мусульманского мира, то он использует Израиль в качестве "мальчика для битья", когда нужно отвлечь народы своих стран от насущных внутренних проблем.

То есть и в военной, и в экономической областях страна втянута в глобальные процессы, и добиться желательного для себя положения вещей, желательных решений можно только в том случае, если она будет в состоянии оказывать решающее влияние на принятие этих решений. Тот, кто не способен навязать свою волю другим, обречен вечно исполнять чужую волю. Огонь следует вести по штабам - только так выигрываются не стычки, но войны. Элементарная, между прочим, мысль.

Как и столетие назад, умеренные, половинчатые подходы себя исчерпали. Чтобы выжить - необходимо выйти за пределы очевидных, привычных, границ и концепций. Вновь нужна глобальная цель, глобальная стратегия, радикальное (то есть коренное) решение.

Не от принимаемых в Рамалле и Иерусалиме решений зависит развитие в сторону войны или мира событий на Ближнем Востоке. Рычаги управления находятся в руках тех, кто сидит в кабинетах в более удаленных точках - от Рио-Гранде до Хуанхэ. Значит, и Израиль, если хочет перестать быть игрушкой в чужих руках, должен быть в состоянии оказывать влияние на происходящее в этих кабинетах. Чтобы добиться этого, надо собрать в единый кулак экономическую и интеллектуальную мощь еврейского народа. "Государство Израиль от Рио-Гранде до Хуанхэ" отнюдь не утопия. Ведь евреи и так уже находятся там - практически в любом значимом университете мира, мозговом центре, СМИ, любой крупной бирже. Только вот служат они там чужим господам, работают на благо чужих, часто - на благо своих ненавистников.

Почему, когда Гонконг был присоединен к Китаю, коммунисты ничего не изменили во внутренней жизни этой части Британской империи, не стали проводить "раскулачивание"? Да потому, что Гонконгская биржа входит в пятерку мировых и любое потрясение там приведет к кризису, а то и к краху всей мировой экономики. Если бы и Израиль обладал сравнимой экономической мощью, теперешний уровень террора пугал бы нас только в ночных кошмарах.

Утопия? В гораздо меньшей степени, чем ею была идея возрождения Израиля после двух тысячелетий галута, идея, возникшая в головах еврейских мальчиков, прятавшихся от погромов в подвалах черты оседлости.

И если Гонконг, бывший сто лет назад перевалочным пунктом для торговцев опиумом у китайского побережья, смог стать тем, чем он стал сейчас, то тем более сможем и мы. Евреи отнюдь не глупее населяющих Гонконг или Сингапур малайцев и китайцев.

В свое время классический сионизм поставил задачу построения "правоохранительного убежища" - по сути, маленького местечка, где евреи могли бы спрятаться от погромов. Задача эта выполнена, только вот местечко оказалось не самым уютным для существования, а сейчас вообще подтянулись соседи, решившие ликвидировать его "как класс" и накопленное имущество присвоить себе. Что ж, всему приходит конец, люди не способны придумывать вечные теории - и сионизм должен заменить гиперсионизм, "ционут-аль". "Гипер" значит "сверх", "вне".

В идее "Нового Ближнего Востока" было свое рациональное зерно. Действительно, экономическое влияние в наступающем веке более эффективно, чем политическое и военное. Однако давно замечено: "Доброе слово и пистолет" звучит намного убедительнее, чем "просто доброе слово".

Отступление - всегда проигрышная стратегия, тем более в наших условиях. Кроме того, территория, земля, отнюдь не потеряли своей важности.

Чтобы подняться вверх, необходимо иметь крепкие корни. "Люфтменч", "человек воздуха", есть уродливый продукт разложения восточноевропейских местечек. И уж тем более невозможно построить динамичное и устойчивое к внешним воздействиям общество, если оно порывает со своими духовными корнями. Суть успешной модернизации не в отказе от национальных традиций и моделей, но в переводе их на язык современности. "Старое вино в новых мехах". "Тигры", которые смогли прыгнуть в будущее из положения отсталости и упадка, такие как Япония, Корея, Тайвань, опирались при этом на свою древнюю историю и культуру. Бережно изменяя ветви, но не выкорчевывая корни, смогли выразить на ее языке реалии индустриальной цивилизации. Примеров иного действующего подхода история последнего столетия не знает.

Сутью национальных чаяний евреев на протяжении последних двух тысячелетий являлась мечта о возвращении в Землю Израиля, в Землю, обещанную Всевышним праотцу Аврааму в границах от Нила до Евфрата. Национальная традиция состоит из крепко спаянных между собой элементов. Выбивая один кирпич, мы разрушаем всю кладку - точно так же, отказываясь от одного из элементов национальной идентичности, мы рискуем подорвать все здание национального духа.

Тем более что сейчас евреи не способны предотвратить использование оставляемых территорий враждебными им силами. Начиная "процесс Осло", правительство Израиля намеревалось создать именно автономию, то есть образование, находящееся в зоне наших интересов, процессы в котором мы можем всецело контролировать. Получился же рычаг для уничтожения Еврейского государства, все приводные ремни от которого находятся далеко от его границ, да к тому же во враждебных руках. То же произошло и с сектором Газа, произойдет вообще с любым куском земли, который Израиль передаст сейчас внешним силам.

Возвышение Израиля, превращение его в мощную экономическую и духовную силу постиндустриального мира невозможно без того, чтобы мы контролировали процессы в своем регионе. А естественные с географической и геополитической точки зрения границы региона - это именно водные рубежи Нила и Евфрата. Контроль при этом не обязан быть военным, экономическая и культурная экспансия в долгосрочной перспективе эффективнее танковой (особенно если танки тоже имеются в наличии и маячат неподалеку).

Государство Израиль, контролирующее пространство от Нила до Евфрата и способное оказывать в своих интересах решающее влияние на процессы, происходящие от Рио-Гранде до Хуанхэ, - таков единственно реальный императив его выживания в новом веке.

"Вот, наступают дни, - говорит Господь, - когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израиля и о доме Иуды. В те дни и в то время выращу Я Давиду праведный росток, и будет он вершить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и вот как назовут его: "Господь - справедливость наша!" (Пророк Иермиягу, 33:14-16).

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67