Госкапитализм для России. Статья 1

Существует мнение, кстати все более и более распространяющееся, что система, которую строит наш настоящий президент и будет строить его пока неизвестный "преемник", все более и более напоминает ремейк системы советской.

Особенно четко это проявляется в экономике. А экономика, как справедливо учили нас классики марксизма, является базисом общества.

В Российской Федерации строится экономическая система, именуемая обычно государственным капитализмом. Напомним определения: "Государственный капитализм - экономическая система, в которой государство выступает в роли капиталиста: владеет средствами производства, нанимает рабочих и присваивает прибавочную стоимость".

В марксисткой экономической науке использовался еще термин "государственно-монополистический капитализм" (введенный Лениным в 1916 году в книге "Империализм как высшая стадия капитализма") - это, как его определяла "Большая советская энциклопедия" есть "новая, более развитая форма монополистического капитализма, для которой характерно соединение силы капиталистических монополий с силой государства", и этот термин, пожалуй, более подходит для описания строящейся российской экономической действительности.

Как пишет старший научный сотрудник Института экономики РАН Павел Лукша в недавно опубликованной в "Русском журнале" статье с характерным заглавием "...И госкорпоративизация всей страны. Заметки на полях завершившегося НЭПа", "ландшафт крупного российского бизнеса стремительно заполняют структуры под названием "госкорпорации" - отраслевые монстры, объединяющие внутри себя государственные и ренационализированные предприятия".

Еще в октябре 2006 года влиятельный немецкий журнал "Welt"

отметил в статье своего московского корреспондента "Кремль ставит на госкапитализм" ("Kreml setzt auf Staatskapitalismus"), что "ренационализация стала в России ведущей экономической тенденцией. Государство заняло главенствующее положение в нефтегазовой отрасли - только в нефтяной промышленности в течение года его доля увеличилась с 6% до примерно 30%; правительство также нацелилось на авиа-, машино- и автомобилестроение, горнодобывающую промышленность и атомную энергетику. Его целью является образование национальных конгломератов, находящихся под государственным контролем, акции которых будут котироваться на бирже, а прибыли принадлежать Кремлю. С рыночной экономикой все это имеет, конечно, мало общего".

На первый взгляд это откат от той экономической модели, которую постсоветская власть строила после распада СССР. Ведь все это время, как уверяли и "либеральные", и "антилиберальные" СМИ, в стране тогда имела место либеральная экономика.

Однако на самом деле ничего не то что удивительного, но и просто нового в этом повороте нет. Собственно, и поворота как такового тоже нет. Либеральной российская экономическая действительность 90-х - начала 2000-х была на словах.

Как справедливо отмечают многие экономисты, например известный российский экономист профессор Станислав Меньшиков, автор книги "Анатомия российского капитализма" (М., Международные отношения, 2004 г.): "Новейший российский капитализм, возникший в 1990-х годах на обломках социализма, никогда не существовал в чистом виде и практически всегда опосредовался деятельностью государства. Так, первоначальное накопление денежного капитала было многократно ускорено тем, что значительная часть доходов государственного бюджета была передана в управление избранному кругу частных банков... Чуть позже началось создание при активном участии государства и первых банковско-промышленных олигархических групп. ...Само государство президентскими указами создавало указанные концерны в группе отраслей, где внутренние цены были намного ниже мировых и где заведомо существовала экспортная рента, т.е. сверхприбыль. Эти концерны создавались как государственные акционерные общества, подлежавшие продаже в частные руки... Главный же итог этой операции состоял в том, что государство как бы само назначало банковско-промышленных олигархов из числа близких и доверенных людей".

Но случившаяся в результате данного процесса экономическая реальность оказалась довольно-таки печальной - финансовый кризис 1998-го, деиндустриализация РФ, сползание страны на уровень Верхней Вольты, огромное даже по меркам третьего мира имущественное расслоение общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, деградация политической жизни, деградация и примитивизация экономики, разрушение инфраструктуры, низкая эффективность - вот закономерный итог созданной модели - главенства в экономике государственной бюрократии и взращенного государством формально частного крупного бизнеса.

Так что ничего удивительного, тем более "криминального", в желании власти попробовать другой путь, изменить существующую экономическую модель нет.

Можно вспомнить, что по другому определению, которая дает та же "Большая советская энциклопедия", "Государственный капитализм - это комплекс государственных мероприятий, направленных на ускорение экономического развития страны". Собственно, у власти имеются только два пути для преобразования экономической системы: или введение настоящего либерального капитализма, или преобразование сложившегося дефективного госкапитализма во что-то более приличное.

Очевидно, был избран именно второй вариант. Это неудивительно - ведь настоящего рыночного капитализма в России не было никогда. И, как показали еще первые годы российских экономических реформ, не только население или политики, но и российские экономисты-профессионалы очень смутно представляют себе, что это такое.

Зато имеется традиция массированного вмешательства государства в экономическую и общественную жизнь. Некоторые даже определяют коммунизм сталинского образца как возвращение крепостническо-феодальной модели, а коммунизм хрущевско-брежневский - именно как госкапитализм. В любом случае, как ни определяй, очевидно, что так называемая социалистическая собственность в СССР по форме и содержанию была государственной собственностью.

Задачи, которые стоят перед российской экономикой, очевидны всем: колоссальные доходы, которые ныне уплывают непонятно куда, должны быть направлены на развитие инфраструктуры, на образование, медицину, создание человеческой и эффективной армии и милиции. При проведении перестроечных реформ тогдашняя КПСС провозгласила их целью: повысить и эффективность производства, повысить производительность труда, сделать отечественные товары качественнее, дешевле и разнообразнее и поднять общий уровень жизни населения. Вместо этого получился развал, рост импорта при резком снижении производства, понижении его качества и повышении энергозатратности, вместо промышленной экономики - экономика сырьевая, короче - тотальная нефтяная "игла".

Сходные задачи стояли перед страной, когда она вышла из разрухи революции и гражданской войны, и тогда они были решены именно путем введения государственной командной экономической модели.

Очевидно, власть решила пытаться повторить прежний удачный опыт в более мягком варианте и в современных условиях.

Современная российская управленческая система вполне способна путем административных распоряжений сформировать в России требуемую экономическую модель. Вопрос, однако, в том, насколько эффективной и работающей она окажется.

Данный путь может оказаться удачным, но может и привести к еще большему упадку. То, что удалось в первый раз, не обязательно удастся во второй.

Как учили те же классики марксизма, "надстройка" необязательно неукоснительно следует за "базисом", она относительно самостоятельна и сама активно влияет на "базис". Говоря современным, более четким, языком, имеющиеся в обществе стереотипы поведения, культура, особенности сознания его членов могут кардинально изменить результаты применения экономической модели. Одна и та же политическая или экономическая система в двух разных обществах или в одном и том же, но в разные периоды времени может привести к совершенно разным результатам.

Так что перед тем, как приступать к административно-экономическим нововведениям, нужно попытаться представить, как именно они будут воплощены в жизнь, какие изменения и искажения первоначально задуманного возникнут под влиянием социальных и психологических реалий. Некоторые подводные камни отчетливо видны уже сейчас

Какие именно - тема следующей статьи.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67