От редакции. Новая военная доктрина РФ указывает на процесс расширения НАТО как на источник угроз для России. Однако эта угроза является слишком общей для того, чтобы определять политику России в тех или иных регионах мира. С какими вызовами и угрозами национальной безопасности столкнется Россия в случае реализации планов президента США Барака Обамы по выводу американских войск из Ирака? Внесет ли это и другие изменения геополитической ситуации коррективы в российскую мировую стратегию? Станут ли Россия и Евросоюз союзниками в противостоянии «глобальному Югу»? На эти и другие вопросы корреспонденту «Русского журнала» отвечает первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Андрей Кокошин.
* * *
РЖ: Уважаемый Андрей Афанасьевич, на ваш взгляд, реалистичны ли планы Барака Обамы по выводу войск из Ирака?
Андрей Кокошин: Для США большое (иногда и гипертрофированное) значение имеют интересы их главного союзника на Ближнем Востоке – Израиля. Многие специалисты в США, Израиле, Западной Европе считают, что эти интересы Израиля обеспечены исчезновением с политической карты этого региона одного из наиболее опасных игроков, который так или иначе в политико-военном отношении угрожал бы израильским интересам. Воцарение в Ираке хаоса считается меньшим злом, чем сохранение там сильной власти.
Решение Обамы и его советников по выводу американских войск обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, большой непопулярностью в американском общественном мнении войны в Ираке; во-вторых, стремлением Вашингтона высвободить как можно больше сухопутных войск и морской пехоты США для возможного применения силы в других районах мира. Прежде всего, речь идет о наращивании американской группировки в Афганистане, но и не только об этом. Мы не можем исключать вероятности применения сухопутных войск, морпехов США и в других районах мира, в том числе на постсоветском пространстве. Американские специалисты отмечают, что усиления военного присутствия США может потребовать и ситуация на Корейском полуострове.
Сейчас же, как говорил мне один вашингтонский высокопоставленный деятель, в США нет даже роты реальных комбатантов, чтобы использовать их за пределами Ирака и Афганистана, а не только военно-морские или военно-воздушные силы, значительная часть которых не задействована в этих двух странах.
РЖ: Почувствует ли Европа и Россия себя союзниками в противостоянии «глобальному Югу» или же соперниками в борьбе за контроль над теми пространствами (регионами), откуда ушла Америка?
А.К.: Есть немало предпосылок для того, чтобы в период президентства Барака Обамы отношения между США и Евросоюзом были более тесными, чем при администрации Буша-младшего. Отвечает ли это интересам России? По многим параметрам нет, не отвечает.
Никто из серьезных политиков ни в США, ни в ЕС, ни в нашей стране на деле не оперирует понятием «глобальный Юг». Между ведущими центрами силы, к которым относятся США, ЕС (и отдельные страны ЕС), Китай, Россия, ведется борьба за влияние в различных странах этого «Юга», причем на весьма предметной основе. Возьмите, например, политику Китая по отношению к Пакистану и целому ряду африканских стран, наши отношения с Венесуэлой, политику Франции в Северной Африке. И на самом «Юге» появились силы мирового значения – Индия, ведущая борьбу за влияние в Юго-Восточной Азии в бассейне Индийского океана.
РЖ: Сможет ли Россия реализовать свою «энергетическую сверхдержавность» по отношению к Европе, а Европа – отстоять свою энергетическую независимость в ситуации сворачивания евразийского доминирования Америки?
А.К.: «Энергетическую сверхдержавность» России мы сможем обеспечить еще на какой-то период при нескольких условиях: у нас должна быстрыми темпами формироваться современная энергетика по всем основным параметрам – с высоким уровнем эффективности производства энергии, ее транспортировки, потребления, с масштабным использованием альтернативных (нетрадиционных) источников энергии. Реализация этого потребует последовательных и целеустремленных усилий государства и практически всего общества. Возможно, что и сверхусилий. Опираясь только на производство и экспорт углеводородов, даже при наличии современной атомной энергетики, без таких усилий (и масштабных результатов) трудно рассчитывать на сохранение Россией «энергетической сверхдержавности» уже через несколько лет.
Беседовала Любовь Ульянова