Два года служения Патриарха Кирилла

Православие non stop

1 февраля исполняется два года со дня интронизации Патриарха Кирилла, избранного в предстоятели Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 27 января 2009 года. За эти два года церковная жизнь в России оказалась несравнимо более насыщенной, чем за многие десятилетия её исторического прошлого.

Уже в первый год стало ясно, что в истории Церкви начинается новая эпоха небывалой миссионерской активности, требующей от самого церковного сообщества особой организации и внимательности ко всем актуальным вопросам. Вряд ли нужно доказывать жизненную необходимость этой активизации: помимо того, что миссионерская экспансия входит в основные задачи самого христианства, сегодня она становится залогом элементарной выживаемости православия и его конкурентоспособности по отношению к другим религиозным и идеологическим системам. Нет и не может быть никаких гарантий, что народ России и других стран канонической территории Московского Патриархата сохранят приверженность православию, теми более, что для многих оно остается совершенно неизвестной верой, не знакомой ни их отцам, ни даже их дедам.

Было бы преступной наивностью со стороны ревнителей православия надеяться, что современные люди сами, в соответствии с какой-то особой генетической предрасположенностью или психологическими особенностями, придут в Церковь и останутся там, а не пройдут мимо и предпочтут иные “прелести” современного мира. Поэтому у Русской Церкви в России и во всем мире нет иного пути, кроме самостоятельного выхода к людям и терпеливого христианского просвещения всех возможных социальных групп и отдельно взятых личностей. Вся деятельность Патриарха Кирилла напрямую связана именно с таким, трезвым и честным пониманием объективных реалий Церкви и её необходимых исторических задач, что неизбежно вызывает раздражение, с одной стороны, у внешних противников усиления русского православия, а с другой, у тех церковников, которые привыкли ничего не делать и надеяться на авось.

Уже в первый год своего предстояния Патриарх Кирилл инициировал целый ряд уникальных проектов, необходимых для укрепления позиций Церкви в современном обществе. Если не перечислять обновление прежних и учреждение новых синодальных отделов, то достаточно вспомнить о созданном 27 июля 2009 года уникальном органе соборного управления – Межсоборном Присутствии, своего рода, церковном парламенте и общественной палаты одновременно, с той только разницей, что в нем состоит всё церковное руководство, начиная с самого Патриарха.

Члены Межсоборного Присутствия, среди которых много простых мирян, монахов, диаконов и священников, вместе со священноначалием формируют документы общецерковной значимости, которые потом принимает Архиерейский Собор или Священный Синод, что придает организации Церкви значительную динамику и осуществляет механизм обратной связи с церковным народом, беспрецедентный во всей российской истории, а может быть, и не только российской. Само по себе создание этого нового церковного органа уже является колоссальным историческим прорывом Русской Церкви, значение которого еще предстоит оценить.

Особого внимания заслуживает поразительная мобильность Патриарха Кирилла, который за два года своего первосвятительского служения успел проповедовать практически во всех основных, узловых точках канонической территории Московского Патриархата, которая, напомним, превосходит границы Советского Союза, не считая приходов Русской Православной Церкви За рубежом. Не многие церковные чиновники привыкли к таким темпам и ритмам патриаршего управления, но их требует само наше время, которое не будет ждать особых условий и исключительных положений, чтобы совершить то, что нужно было сделать еще вчера.

Если попытаться обобщить концептуальную линию Патриарха Кирилла, то её можно сформулировать как активную христианизацию современной культуры в целом, где Церковь выступает не пассивным наблюдателем, время от времени выносящим свою суровую оценку, а заинтересованным участником цивилизационного процесса, бросающим свой собственный вызов мировой истории.

Об этом Патриарх Кирилл, в частности, сказал в своей программной статье «Русская Церковь и европейская культура»: «Весь миссионерский опыт Русской Церкви и богатство русской христианской культуры как живое наследие этого опыта свидетельствуют, что не инкультурация христианства, а христианизация культуры — вот в чем сегодня состоит цель христианской миссии по отношению к культуре. Культуру нельзя использовать тактически: культура сама должна стать носительницей Христова благовестия. Идя путем святых отцов, актуализируя их отношение к обществу и к культуре, мы сохраняем надежду на укрепление христианского измерения в общественных отношениях и в современной культуре. Мечта о новом патристическом синтезе, высказанная в свое время протоиереем Георгием Флоровским, есть мечта о ре­христианизации обезбоженной европейской культуры» («Эксперт», №4 (690), 2010 г.).

Обозревая события второго года первосвятительского служения Патриарха Кирилла, нельзя не сказать о таких ключевых достижениях Церкви как, во-первых, начавшемся эксперименте по введению в средней школе курса «Основы православной культуры» (пока еще на уровне нескольких регионов); во-вторых, введении в российских армиях должности полковых священников, иначе называемых капелланами; в-третьих, долгожданном принятии закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Значение каждого из этих достижений трудно переоценить, их можно назвать теми «тремя китами», на которых зиждется необходимая симфония Церкви и государства, которое еще не безразлично к своим ценностным основаниям. Невозможно также забыть посильное участие Церкви в тушении чудовищных пожаров, охвативших русские леса летом 2011 года, и помощи погорельцам, когда Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению под руководством выдающегося подвижника нашего времени, епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона (Шатова), собрал большие средства для передачи жертвам этих пожаров и оказал им огромную моральную поддержку.

Если говорить о различных достижениях внутрицерковной жизни, то здесь необходимо отметить учреждение постоянно действующего общецерковного суда, который, наконец, будет решать периодически возникающие конфликты внутри епархий и приходов. Сейчас можно уже точно констатировать – Патриарх Кирилл практически наладил механизм общецерковной организации, отвечающий требованиям нашего времени. Теперь определяющее значение будет иметь профессиональный и нравственный уровень тех конкретных личностей, которым Патриарх доверил жизнь Церкви в своих сферах. Ведь нельзя забывать, что приходя в ближайший храм, любой человек видит там не Патриарха Кирилла, а другого священнослужителя и по его образу и подобию судит о всей нашей многомиллионной Церкви.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67