Богословие Великой Победы

Патриарх Кирилл поднял День Победы на новый уровень, дав ему не только богословское, но и литургическое обоснование. В последние месяцы Первоиерарх Русской Церкви практически ежедневно произносил патриотические, антиколлаборантские, бичующие «власовщину» и ревизионизм истории Великой Отечественной Войны речи. Святейший Патриарх Кирилл назвал День Победы святым Днем (эти слова были сказаны на встрече с общественностью в Екатеринбурге). Тогда же, в день святого Георгия, он прочитал яркую проповедь в защиту Великой Победы, повторив слова высказанные днем ранее на встрече с ветеранами.

Впрочем, этим не ограничивается деятельность патриарха Кирилла по защите победы в Великой Отечественной войне от ревизионистских нападок. Как сообщил порталу «Интерфакс-Религия» глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда в распоряжении, изданном патриархом, говорится следующее: «Принимая во внимание важность для нашего народа исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, считаю правильным ввести особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы». Согласно этому документу, во время служения Божественной литургии 9 мая будут совершаться особые прошения «о вождех и воинах...», а по окончании литургии - благодарственный молебен Богу за дарование Победы, написанный патриархом Кириллом, и затем - заупокойная лития о почивших воинах.

Как отметил сам патриарх, 65-летняя годовщина Победы - всенародный праздник, который объединяет «всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений, ибо, празднуя День Победы, мы вспоминаем несокрушимую силу духа, мужество и великие жертвы нашего народа».

Богословское осмысление Дня Победы и его введение в литургическую жизнь Русской Церкви канонизирует праздник, делает его священным днем до скончания века.

И тому есть глубокие основания. Вспомним, что именно митрополит Сергий в самый первый день войны занял однозначно патриотическую позицию, понимая, что нацисты хотят ликвидировать Российское государство как таковое и русский народ, состоящий по расовой теории нацистов из «недочеловеков». Победа же 1945 года сохранила территорию исторической России, создала плацдарм, возможность для того возрождения православия, которое происходит сейчас. Если бы победил Гитлер, а на месте Москвы было бы создано искусственное море, то где бы мы сейчас возрождали Церковь?

Поимо этих аргументов, Патриарх справедливо осмысливает Победу как результат жертвенного подвига народа. А жертвенный подвиг- это проявление православного христианского мировосприятия.

Эти шаги Патриарха должны быть услышаны государством.

Президент России Дмитрий Медведев однозначно считает 9 мая днем триумфа России, собирания русских земель, днем священной памяти и священных обетов служения России. Понятно, что нынешней, дружественной Церкви российской власти нужна Победа! Победа русского и союзных ему народов, которая произошла благодаря тому, что безбожная тоталитарная власть, исходя из целей своего выживания, обратилась к традиционным православным смыслам бытия России. Следовательно, эти православные смыслы и есть оружие Победы!

На этом фоне обвинения в непочитании Победы в адрес иерархов Русской Православной Церкви, которые выдвигает на страницах «Русского Журнала» Наталья Серова, бросая тень на патриарха Кирилла и его верного сподвижника митрополита Илариона (Алфеева), выглядят бездоказательными. Серова намекает, что Господь попустил войну из-за насаждения советской властью безбожия, а это значит, принижать и чуть ли не отрицать Великую Победу! Серовой не нравятся слова патриарха о том, что Господь помог советскому народу одержать Великую Победу. Но что может быть выше и апологетичней для Великой Победы, чем указание на помощь Бога в ее достижении. То есть, если патриарх утверждает, что Бог помог победить нацистов, значит Бог – с победителями, то есть с советской армией! Так кто же здесь бросает тень на Победу? Разве принижает подвиг народа помощь Бога? Нет, и еще раз нет.

Бессмысленно отрицать, что Сталин ослабил страну перед войной. Противники данной точки зрения пытаются опровергнуть этот факт индустриализацией, созданием при Сталине тысяч промышленных предприятий. Этого факта и этой заслуги никто не отрицает, но она никак не оправдывает массовых репрессий, которые действительно серьезно ослабили страну перед войной.

Впрочем, Наталья Серова сама обнаруживают подлинную цель своих нападок. Она выступает за уменьшение влияния Церкви как таковой, вот и придумывает нелепые обвинения против тех, кто стремится к православной христианизации российского общества. Она пишет, что влияние Церкви, якобы будет уменьшаться, а технократов – увеличиваться. Думаю, что выставлять Церковь противницей модернизации – такая же ложь, как и обвинения руководства Русской Церкви во «власовщине». Церковь всегда была опорой национальной модернизации, православные капиталисты создавали в России христианский климат в рыночной экономике. Необходимо помнить также, что одна из первых русских электростанций была построена в Соловецком монастыре, а, например, отец Павел Флоренский был одним из разработчиков плана электрификации России.

В свете вышеизложенного едва ли можно выступать против того, чтобы президент Дмитрий Медведев принимал парад 9 мая, а Патриарх Кирилл благословлять его, «зажигая» своим пророческим словом его участников.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67