Бог - он в машине!

Публицисты вяло обсуждают господина Фрадкова. И правильно, что вяло, потому как не о том надо бы размышлять, кто он есть, и не о том, кого на днях впишут в реестр министров, а о том, что они будут делать. И не потому о том стоит размышлять, что можно нечто неясное уяснить, а потому, что все и без того ясно.

На встрече с правящей партией господин Фрадков объяснил "блочную" конструкцию будущего кабинета: "Верхняя часть блока - это само министерство с правоопределяющими функциями, следом пойдут комитеты и службы правоприменения, контрольные и надзорные, а также обеспечивающие службы".

Блочная так блочная - смею полагать, что и при новом способе соединения элементов конструктора Lego игрушечная машина настоящей не станет и ездить по-иному не сумеет. Публицисты читают много, но не то. Скажем, на сайте www.programs-gov.ru всяк может проштудировать преизобилие федеральных целевых программ. Могучая машинерия изготовления туфты, в каковой мы за три поколения поднаторели как никто другой, прописана там внятно и без какого-либо лукавства. Есть вещи совсем уж наивные, но есть и чуть более изощренные, вроде такой:

Программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)".

Заказчик - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, то есть народ образованный и потому твердо знающий, что без науки никак не обойтись. А какая же может быть наука без методы? 13 мая 2002 г. был проведен конкурс на разработку методики отбора регионов и объектов программы. Кто участвовал в конкурсе, не сказано, но победитель известен: Государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил". Начало: 2002 г. Завершение: опять же 2002 г. Указано: "Сумма на год: 2.000 млн. руб.". Хочется верить, что все же проскользнула ошибка с количеством нулей, и речь идет о 2 миллионах рублей, что более правдоподобно для рыночной цены методики столь мудреной задачи. Странно однако, что достопочтенный СОПС во главе с А.Г. Гранбергом ни звуком не обмолвился о результатах - во всяком случае сайт СОПС являет собой одно из самых таинственных явлений в сети, в чем каждый может без труда убедиться.

Сомнения в том, что искомая методика была состругана в срок, у меня нет. Интереснее другое: авторы программы нимало не сомневаются в том, что генеральная цель определена ими верно - уменьшить различия в социально-экономическом развитии субъектов федерации (читай: во внутреннем региональном продукте на душу населения) в два раза к 2010 г. и в три раза к 2015 г. Под это и методику заказывали.

Науки мало не бывает, и потому все тот же заказчик в тот же день провел еще один конкурс на "разработку предложений по совершенствованию механизма реализации региональных программ субъектов Российской Федерации, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития". Победителем конкурса оказался Научно-исследовательский центр "Зарубежсхема" при Минэкономразвития России, что слегка некрасиво, но, может, лучших и не было. С нулями все тот же промах, но бывает. И еще десяток подобных методических сочинений, которые, наверное, все сданы вовремя.

И кому в этом бурном потоке событий задуматься о том, что люди (а ведь речь-то идет о сближении уровня жизни и сокращении разлива бедности) обитают отнюдь не в регионах, а в городах и поселках. Перепады в десятки раз наблюдаются между поселениями одного и того же региона, а не только между регионами. Статистика безработицы, мягко говоря, условна, и т.д. и т.п. Впрямь ли авторы программы стремятся к тому, чтобы сократить разрыв между Алтаем и Тюменской областью в два, а потом в три раза? Или они решили просуммировать всех аутсайдеров, определить средний "вес" их отставания от среднего "веса" в группе лидеров?

Такого рода вопросов можно задать не один десяток, но мне хотелось бы ограничиться двумя: кто задаст такие вопросы в "блочной" конструкции правительства господина Фрадкова? А если некто и задаст - кто ответит?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67