Бэтмен - Готэму: Мы еще повоюем

Тот, кто пишет про фильм «Темный рыцарь: Возрождение легенды» сейчас, когда его еще предстоит увидеть очень многим, сталкивается с необходимостью аккуратно избегать разглашения конкретных подробностей сюжета — это похоже на работу минера.

Одно могу сообщить со всей ответственностью за достоверность — сюжет выстроен блестяще. По части экшна, переплетения сюжетных линий, каждая из которых детонирует в свое время, авторам удалось превзойти предыдущий фильм бэтманианы, а именно его «преждевременную кульминацию», когда в середине фильма Джокер наносит серию ударов по силам порядка Готэма, и главный из них «с оттяжкой», в завершении многоходовки. Здесь же такие удары следуют с разных и самых неожиданных сторон — дух захватывает как на американских горках.

Святый Боже, Кристофер Нолан даже финальные сцены, следующие за развязкой, традиционно самое скучное и пресно-сентиментальное, что бывает в «экшн»-фильмах, сумел сделать захватывающими! Так что штамп про «держит внимание до последнего кадра» в кои-то веки воплощен буквально.

По некоей труднообъяснимой лично для меня пока причине «Возрождение» больше двух предыдущих фильмов Нолана напоминает о том, что «Бэтмен» - это комикс. А ведь режиссер остается верен своей принципиальной установке на предельный реализм. Для усиления этого эффекта он и компьютерную графику использует только в самом крайнем случае, когда без нее уже никак не обойтись. Но эта неуловимая комиксовость почему-то не вступает в противоречие с тем фактом, что по наполненности смыслами и силе нравственных и философских конфликтов финальная часть трилогии оказалась самой насыщенной и напряженной.

Этими фильмами Кристоферу Нолану удалось сделать то же самое, что в этом фильме сделал главный герой. И тот, и другой превзошли себя. В «Возрождении легенды» Нолан добавил социальной, политической и философской глубины. Так же, как Бэтмен доходит здесь до предела своих физических и морально-волевых возможностей в противостоянии с Бэйном, так и Готэм, олицетворяющий собой Америку с гипертрофированными проблемами, его вера в свою правоту, в (хотя бы!) его право на существование проверяется тут на самую последнюю прочность. Добру приходится мобилизовать все оставшиеся у него ресурсы, но главное, оно само начинает сомневаться, что оно добро.

Ни в одном предыдущем фильме эпопеи враги Готэма не имели на своем вооружении столько аргументов, столько «своей правды» и идеологической заряженности, как здесь. Бэйн в исполнении Тома Харди, может, и не превзошел гениального Джокера, созданного Хитом Леджером, в плане харизмы, но что такое был Джокер в смысле аргументации? Хаот, чистой воды психо- и социопат, упивающийся безумием и балансированием на грани, в общем — сбежавший пациент дурдома с бомбой, невероятно «клевый», «прикольный» и по-настоящему страшный, но не тот, с кем можно спорить или говорить о чем-то всерьез, если только вы не тотальный антисистемный нигилист, то есть представитель маргинального меньшинства.

Бэйн и его ребята — это гораздо серьезнее, и уже совсем-совсем не весело. Они опаснее и Лиги Теней из первого фильма, поскольку им есть что предъявить к Готэму помимо общего «этот город погряз во грехе». Более того, в отличие от ордена Рас Аль Гула в «Бэтмэне: Начале», они не выступают как тотальные враги всех готэмцев, у них найдется, что предложить «городу и миру», и отыщутся те, кто за ними пойдет.

Но левацкая риторика, «разжигание ненависти» к финансовым спекулянтам и олигархам Готэма (характерный момент: один из них, Беннет, преступный богач, имеет или имел в прошлом полномочия «сити-менеджера», упоминает, что на разрешительных документах системы готэмской канализации везде стоит его подпись), сцены разгрома и финальной битвы на ступенях биржи, как две капли воды похожей на Уолл-Стрит, «экспроприация» имущества богачей и «народные трибуналы» - это полбеды.

Дает о себе знать червоточина Готэма, его коррупция, уже не только финансовая, но и моральная. И от последней не спастись даже самым чистым. Комиссар Гордон, самый честный полицейский Готэма, вместе со всем городом расплачивается за ту ложь, которой закончилась история с Джокером и Харви Дентом в предыдущем фильме. Ложь во благо обернулась ахиллесовой пятой. «Вера жителей этого города в добро», утверждением которой закончился второй фильм Нолана, и для спасения которой и понадобилось объявить преступника Дента героем, а истинного героя Бэтмена «врагом народа», оказывается подорванной именно разоблачением этой лжи. «И не спасет нечестие нечестивцев».

Фильм начинается с упоминания «Акта Дента». В картине не объясняется, что это такое, но очевидно, что это закон, который серьезно понизил обменный курс свободы при ее конвертации в безопасность. Некий антикриминальный аналог антитеррористического Patriotic Act в реальных США. Именно благодаря этому жесткому закону Готэм провел «по упрощенной процедуре» массовые аресты преступников. И теперь камеры забиты осужденными именем фальшивого героя и фальсифицированного морального авторитета.

Нас обманули, братва, в основе нашего процветания ложь и преступление, наши отцы-основатели были рабовладельцами и олигархами, а «готэмская мечта» о честной и благополучной жизни — подтасовка. Сырань на кичку! Входит Бэйн с репликой «Я пришел дать вам волю».

Удар по моральному фундаменту Готэма в «Возрождении легенды» будет пострашнее диверсий против его инфраструктуры.

И вот против такой-то силищи предстоит подняться Брюсу Уэйну, уже с седыми висками, морально сломленному, который в начале предстает перед нами мрачным затворником и практически инвалидом.

Надеюсь, что не открою секрета тем, кто еще не смотрел (имеющие глаза видели трейлеры), сообщив, что в завершающем полотне триптиха Кристофера Нолана врагам Бэтмена удалось то, что не получилось у них в фильмах 2005 или 2008 года. Хотя тут действие разворачивается как бы только в одном мегаполисе, здесь гораздо достовернее, чем во множестве фильмов, где речь идет о вторжении в Америку, показано, как могла бы выглядеть война американцев на своей территории, более того — война проигранная.

И вот в таком отчаянном положении, будучи теснимыми на всех фронтах сильным, умным, харизматичным, прекрасно мотивированным, уверенным в своей правоте и миссии противником, Бэтмен и другие порядком потрепанные защитники добра должны найти в себе силы для продолжения боя, черпая их в пошатнувшейся вере в то, что они все-таки скорее хорошие парни, чем плохие. И что это их город.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67