Аудит страны

В старом русском театре, когда актерам на сцене требовалось изобразить гомонящую толпу, на разные голоса произносилась ключевая фраза: "О чем говорить, когда сказать нечего?" И зрители ощущали себя посреди растревоженного муравейника.

Правительство сформировано с одной целью: полностью контролировать все сколь-нибудь значимые финансовые потоки. Других логичных объяснений здесь нет. Зато очень много информационного шума.

Попытки обосновывать отставки и назначения в кабинете министров общественными настроениями нелепы и бессмысленны. "Уход нескольких влиятельных и "долгоиграющих" фигур отвечал желаниям граждан страны", - затараторил ВЦИОМ, реализуя один из сценариев "объяснялки" (Всероссийский опрос ВЦИОМа 22-23 сентября 2007 года, опрошены 1510 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик РФ, погрешность исследования не превышает 3,4%). За отставку Михаила Зурабова проголосовало 64% респондентов, за уход Германа Грефа - 36%. Однако же судьба лидеров "антирейтинга" находится вне логики цифр: министр образования и науки Андрей Фурсенко, которого можно точно назвать героем пресловутых "трех процентов", сохранил свой пост, отстав от Грефа совсем на чуть-чуть. "Черные шары" ему кинули 33%. А выигравший в статусе вице-премьер Алексей Кудрин, балансирующий между 34% противников и 30% сторонников, - чем не доказательство по методу "от противного"?

Категории "популярность" или "непопулярность" не могут быть применимы к новым назначенцам: у Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиулиной просто отсутствуют рейтинги известности.

Курс экономического развития страны остается неизменным. Стратегия и тактика модернизации не пересматривается. Никакой общественной дискуссии не инициировано. Следовательно, никаких "разворотов" не предвидится, а полет нормальный, - считают в Кремле.

И уж точно не очередной этап административной реформы заставил президента отправить премьера и все правительство в отставку. Появление в структуре госкомитетов ломает организационную логику предыдущего "правительственного созыва" (министерства - агентства - службы) и вряд ли сегодня является определяющим. Но может таким стать: Владимир Путин всегда предлагает решения, в которых заложены множественные возможности. Например, после декабря 2007 года можно агентства и службы безболезненно убрать, объяснив это оптимизацией структуры управления...

Избирательный цикл, безусловно, имеет отношение к кадровым перестановкам. Однако совсем в другом смысле. Не появились фигуры, способные отмобилизовать и повести к избирательным урнам подконтрольные отрасли. Следовательно, Владимир Путин уверен в отстроенной электоральной машине. Несмотря на обозначенную конкуренцию между центрами влияния, никто и в его окружении не сомневается, что предвыборный штаб обеспечит решение вопроса. Передача власти произойдет точно в заданный срок.

Итак, не популярность, не реформы, не выборы. Тогда что? "Временное правительство", сколько бы времени ему ни было отпущено, должно решить проблему полного контроля над финансовыми потоками. Виктор Зубков владеет полнотой информации. Анатолий Сердюков помогает. Экономически состоятельные новые министры вскрывают хитросплетения увода денег из бюджета. Активы в переходный период не смогут "убежать" из страны. На экономическую границу повесили надежный замок.

Еще одна из множества причин для тотального финансового контроля накануне выборов: если кому-то и вздумается пошалить, то вряд ли удастся прикупить себе немножко оппозиции.

Передача дел от одного президента другому - это не авторучку для указов передать. Владимир Путин отдаст бухгалтерский гроссбух, главную книгу. Это равносильно вручению скипетра и державы, поскольку преемник будет точно знать, что в закромах Родины. Нерентабельные и неосуществимые проекты скоро будут отрублены, как сухие сучья. Эффективные получат дальнейший импульс и развитие. Завалы будут разобраны. Итоги подведены.

Сам же Владимир Путин может позволить себе роскошь немножко понаблюдать. Есть Стабилизационный фонд. Страховой резерв Путина как хозяина страны на время, пока преемник не будет введен в курс дела. Есть финансы госкорпораций. Прогнозы на нефть пока благоприятны.

Вот почему именно Дмитрий Козак, заботливой рукой вывезенный в Москву в разгар одного из серьезных обострений в Ингушетии, получил целевые программы, бюджетную поддержку регионов и инвестиционный фонд. Был юристом, стал бухгалтером. Или аудитором - так благозвучнее. И точнее в содержательном смысле.

Раньше нужны были чекисты и юристы. Теперь нужны бухгалтеры. Что-то подсказывает мне: кое-кто с ними еще наплачется.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67