Альтернативный Страсбург

Два знаковых события произошли в Европе. Во-первых, УЕФА утвердила совместную кандидатуру Украины и Польши на проведение чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Россия о приеме такого престижного турнира может только мечтать, и даже заявка на проведение Олимпиады-2012 в Сочи далеко не утверждена. Во-вторых, как того и следовало ожидать, лидеры двух противоборствующих сторон на Украине отправились искать поддержки в Европе. Даже лидер пророссийского Юго-Востока Виктор Янукович отправился за защитой не в Москву, а в Страсбург. Здесь не имеет никакого значения, что Янукович на деле является "не пророссийским лидером, а проукраинским", - его электорат, благодаря которому он и вернулся в кресло премьер-министра спустя два года после оранжевого переворота, самый что ни на есть пророссийский.

Москва должна признать, что именно Европа является центром притяжения сегодняшней Украины. Как бы нам того ни хотелось, Украина едина, по крайней мере, в одном - в своем стремлении стать членом Евросоюза, в своем европейском выборе. И здесь искать виноватых уже не получится.

Не так давно по Первому российскому каналу прошло ток-шоу Максима Шевченко "Судите сами", где обсуждался вопрос об отношении России к Европейскому союзу. Опрос по окончании этой передачи дал самые неожиданные результаты - аудитория в своем отношении к европейскому будущему России разделилась поровну. Решающим аргументом стал риторический вопрос главного редактора либеральной радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, сравнившего среднюю продолжительность жизни в России и странах Евросоюза: "Почему у меня отнимают двенадцать лет жизни?". И крыть здесь оказалось нечем.

Украина отказывает в доверии не России как таковой, а тем порядкам, которые царят на северо-востоке евразийского континента. В европейском выборе Украины виновата не застарелая вражда к "москалям". Стоит задаться вопросом: почему заявка Украины на проведение чемпионата мира была подана совместно с Польшей, а не с Россией? Разве с поляками у "народа малороссийского" отношения были лучше?

России впору взглянуть на себя оценивающим взглядом. И задуматься, как бы это банально ни было, почему подъезды и общественные туалеты в Люблине выглядят чище, привлекательнее и обустроеннее, чем в Воронеже. Почему столичные чиновники на московских рынках к жителям Украины относятся так же, как к выходцам из солнечного Азербайджана. Почему жители областей Центральной Украины (исторической Гетманщины, присоединенной к России по Андрусовскому миру 1667 года и, кстати, отдавшей в 1994 году свои голоса за лояльного к России Кучму) меньше боятся страсбургских чиновников, чем московских.

Тогда, в XVII веке, несмотря на триста лет жизни и развития в разлуке, православные малороссы тянулись к Москве как к заступнице от польской шляхты и крымско-татарских головорезов (тех, кто меня упрекнет в "оскорблении целого народа", я адресую к историческим хроникам набегов крымских татар на украинские селения), от бесчинств католических миссионеров и униатского духовенства. Тогда, особенно после отражения польского нашествия, после героической обороны Троице-Сергиевой лавры и посланий патриарха Гермогена, Москва действительно представала в качестве непокоренного православного Третьего Рима.

А сегодня чем отношение к православию в России может привлечь симпатии православных украинцев к Москве? Тем, что в России безнаказанно жгут и грабят православные храмы, убивают православных пастырей? Тем, что чиновники закрывают православные приюты для бездомных детей? Или, может, русскоязычное население Юго-Востока Украины способно привлечь на свою сторону министра образования России Андрея Фурсенко, мало заботящегося ростом подростковой преступности, распространения в школах алкоголизма, наркомании, ранней беременности, детской проституции и СПИДа, но зато грудью стоящего на страже российских школ от введения культурологического предмета "Основы православной культуры"?

Монголо-татарское иго было трагедией для России. Оно способствовало варваризации нашей страны и нашего народа. С тех пор мы стали относиться к европейским веяниям, как к бусам, которые европейские колонизаторы протягивали вождям дикарей в обмен на природные богатства. Во все периоды обезьяньего европейничанья наших элит образованное общество России брало у Европы все самое худшее: пьяные оргии, вольнодумство, атеизм, марксизм, оккультизм, спиритизм, массовую культуру, гипертрофированную политкорректность, сексуальную революцию, терпимость к содомии, драки фанатов на стадионах. Между тем в самой Европе консервативные круги (по сути дела, наиболее здоровые силы общества) давно объявили войну всем этим порокам современного мира, далеко не всегда имеющим автохтонное европейское происхождение. Не случаен рост популярности консервативных политических партий в Европе, от умеренных до самых крайних.

Значительная часть европейцев исповедует православие. В Греции, члене Евросоюза, православие является государственной религией, и в конституции этой страны нет упоминания о "светском" и "многоконфессиональном" характере государства. В Румынии, недавно ставшей членом ЕС, православие изучают в светских государственных школах с 1-го до 8-го класса в качества обязательного предмета, и там ни у одного министра образования не хватит ума покуситься на этот статус.

В православной Сербии (как и в Крыму) православные противостоят исламской экспансии. Те, кто этому не верит и продолжает талдычить про мультикультурализм и многоконфессиональность, могут съездить туда на экскурсию. В то время как от России сам исторический долг требует вмешаться в этот конфликт, в Москве вместо сербских лидеров и священников предпочитают принимать лидеров "Хамаса" и активно вмешиваться в противостояние США и Ирана на стороне последнего. Чем Москва, где в самом центре города строится мечеть с 70-метровым минаретом, привлекательнее политкорректного Лондона, где ежегодно мечетей строится в четыре раза больше, чем христианских церквей?

Всем известны слова Збигнева Бжезинского из "Великой шахматной доски", что "без Украины Россия перестает быть евразийской империей", "независимость Украины бросила вызов притязаниям России на божественное предназначение быть знаменосцем всего панславянского сообщества". Скажем больше - без Украины Россия лишается права на всю свою историю, начиная с первых Рюриковичей и Крещения, - того самого права, с позиции которого великий князь Иван III в послании к литовскому князю Александру еще в конце XV века назвал Северскую Украину "нашей отчиной и отчиной отцов наших". Никакая "континентальная миссия", никакой "особый евразийский путь" не возместят России окончательную и бесповоротную потерю своей "отчины" - Украины. Никакой Туран и никакое "наследие Чингисхана" не заменят России Киева, Чернигова и Севастополя. И если ради объединения с Украиной Россия должна провозгласить европейский вектор развития - это надо сделать незамедлительно.

Если Россия хочет избежать геополитического мата и восстановить утраченные позиции на Украине, она должна стряхнуть со своих ног прах монголо-татарщины. Россия должна из Московии Ивана Грозного стать Святой Русью Сергия Радонежского и Серафима Саровского, вернуться в Киевскую Русь Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Антония и Феодосия Печерских, вспомнить о том вкладе, который внесли в русскую культуру и духовность киевский митрополит Петр Могила, Епифаний Славинецкий, Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Россия еще может вернуть себе статус христианской европейской державы, позаботиться о максимальном приближении своей системы образования, здравоохранения, социальной защиты и коммунальных служб к европейским стандартам.

Это вряд ли сделает Россию привлекательной для униатской Галиции, однако Москва вполне может стать альтернативой Страсбургу для большей части населения Украины. Для ее части, которая не поражена львовским вирусом национализма и выступает против втягивания страны в НАТО, не стесняется говорить в быту по-русски и посещает приходы Московской патриархии.

Понятно, что европейский вектор развития не означает превращения России в придаток Брюсселя и тем более не означает капитуляции России перед Европой, о чем так мечтает оппозиция - от СПС и "Яблока" до троцкистов и национал-социалистов. Это значит возможность жить по европейским жизненным стандартам, но при максимальном бережном сохранении своей культурно-исторической и духовной самобытности, выстраданной веками. Православным грекам это вполне удается. Стремясь к восстановлению статуса Третьего Рима, мы должны помнить: развалины первого, исторического Рима находятся в Европе. Там же, в Европе, находится и священная для каждого православного гора Афон, и парижский пригород Сен-Женевьев-де-Буа, где на православном кладбище покоится весь цвет русской культуры. Миссия России не в том, чтобы быть "мостом между Европой и Азией", а в том, чтобы остаться Россией и в этом качестве сохранить себя для всемирной истории. Без Киево-Печерской лавры и Софийского собора эта миссия вряд ли выполнима.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67