Агрессии против суверенной демократии не будет

В преддверии саммита "большой восьмерки" главным событием стали выступления президента США Джорджа Буша в Чехии. Американский президент встретился с президентом и премьер-министром Чехии, а также принял участие в посвященной проблемам распространения демократии конференции, организованной известными бывшими диссидентами и политиками Вацлавом Гавелом и Натаном Щаранским. На конференции присутствовали демократические активисты и диссиденты из семнадцати стран и пяти континентов, в отношении которых Буш оптимистично заявил, что диссиденты сегодня - это демократические лидеры завтра. Что символично, конференция проходила в зале, в котором было подписано соглашение о расторжении Варшавского договора. После конференции президент Буш встретился с тридцатью демократическими активистами, включая Гарри Каспарова. Таков "сухой" итог вчерашних мероприятий, в которых принял участие американский президент.

Президент США затронул в своих выступлениях две наиболее важные темы, которые определяют текущие российско-американские отношения, - это проблема распространения демократии, которая в духе главного внешнеполитического проекта республиканской администрации понимается как решающее оружие в борьбе с исламским экстремизмом и радикализмом, и развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе. Если первая тема рассматривается в России как прямая политическая экспансия, то вторая - как чуть ли не завуалированное приготовление к вероятной военной агрессии против "суверенной демократии". Тема распространения демократия была всегда внешнеполитическим коньком Буша: она обсуждается в ходе почти каждого международного визита. Что касается проблемы ПРО, то она стала главной в европейском турне президента Буша впервые. Саммит "восьмерки" в повестке важных дел американского президента явно уступает противоракетной обороне: необходимо окончательно развеять все сомнения у восточноевропейских союзников, а Россию успокоить дружественными заявлениями.

Можно соглашаться или не соглашаться с высказываниями Буша о ПРО и демократии, сделанными в Праге, то есть пытаться оценивать эти утверждения на предмет их истинности или ложности. Однако представляется более целесообразным рассмотреть их в рамках текущей политики: означают ли или не означают высказывания американского президента ужесточение отношения республиканской администрации к нынешнему российскому руководству? Ответ на последний вопрос является негативным. США показывают, что не желают играть в открытую конфронтацию с Россией, но не из-за страха перед русскими ракетами, а из-за несоизмеримости полагаемых странами целей. Для подтверждения этого тезиса следует разобраться, собственно, с тем, что же такого сказал Буш в Чехии.

Американский президент, словно в пику последним откровениям о демократии президента Путина, вновь выразил большую озабоченность по поводу текущего состояния демократии в России. Он определенно заявил, что Россия сошла с пути демократических реформ. Признавая наличие определенных разногласий, он отметил, что Россия и США при этом не являются врагами. Холодная война закончилась, и Соединенные Штаты не собираются ее возобновлять. На встрече с чешским руководством Буш указал, что Россия не должна бояться развертывания американской системы ПРО, поскольку последняя направлена против ракетной атаки со стороны Ирана. Более того, Россия сама может поучаствовать в создании системы ПРО с США. Президент Путин получил заочное предложение обсудить на открытом форуме все двусторонние проблемы, касающиеся ПРО, с участием ученых и экспертов. США остаются готовыми к диалогу с Россией по любым вопросам. Президент США заявил, что Чехии (намекая и на другие государства Восточной Европы) не следует выбирать, с кем дружить - с Россией или США, она может дружить с обеими странами одинаково. Буш также добавил, что не верит в мир с нулевой суммой.

Если суммировать в некую общую тональность оба выступления Джорджа Буша, то можно сказать, что это, скорее, выступления главы государства, который хочет еще раз повторить ранее высказанную позицию, повторить то, что должно было быть ясным уже давно.

По утверждению президента США, цель развертывания систем ПРО - обезопасить свободные страны от возможности ракетной атаки, исходящей от радикальных и экстремистских режимов, которые являются настоящей угрозой миру. Россия, с точки зрения нынешней американской администрации, к таким режимам не относится ни терминологически, ни в духе какой-либо возможной двусмысленной риторики.

Буш ясно дал понять, что система ПРО имеет исключительно оборонительный статус и США готовы идти на любой диалог, но от развертывания системы противоракетной обороны не откажутся. Высказывания президента носили дружеский характер, не без обычной фамильярности. Так, президент Буш, риторически обращаясь к отсутствующему Путину как к близкому другу, сказал, что российскому президенту не следует бояться системы противоракетной обороны и почему бы ему вообще не принять участие в создании ПРО вместе с США.

Американский президент намекнул, что со стороны США все интересы представлены максимально прозрачно, нет никакого скрытого коварства и что для него остается не ясным, почему российский президент этого не понимает и не хочет вступать в диалог. Если не верить в искренность Буша, то, читая между строк, можно было бы интерпретировать его слова следующим образом: российский президент возмущается размещением ПРО, потому что играет в какую-то свою игру, внутри- или внешнеполитическую, а возможно, и в обе одновременно. Для США проблема неприятия Россией систем ПРО видится не как проблема самой ПРО, но как проблема политических игр Москвы, которые выходят за рамки вопросов содержания американской оборонной стратегии.

Недопонимание по проблеме ПРО будет сохраняться. США не отступят от своего желания размещать системы противоракетной обороны в Европе. Последние угрожающие заявления президента Путина могут вновь получить обратный эффект: европейцы сплотятся вокруг позиции США. И понятно, что президент России своими заявлениями не стремится таким образом убедить американцев не делать того, что уже решено. Здесь речь идет, скорее, о намеренном стремлении занять позицию, которая была бы похожа на конфронтацию и удовлетворила бы интересы военных и отечественного ВПК. По мнению многих независимых экспертов, американские ПРО никак не могут угрожать России, и заявление президента Путина о том, что российские баллистические ракеты способны преодолеть любую противоракетную оборону, прямо подтверждают это. Такая двусмысленность лишь вводит американцев в еще большее недоумение.

Таким образом, вопрос ПРО - это не случай классического недопонимания сторон, который должен разрешиться тем, что одна наконец-то убедит другую, но пример ситуации, когда разные стороны решают в отдельности свои собственные задачи, которые никак не пересекаются. Для США это вопрос агрессивной оборонной стратегии, призванной оказывать эффективное давление как на те недемократические режимы, которые уже обладают ядерным оружием, так и на те, которые об это еще только подумывают. Америка стремится показать, что ядерное оружие делать бессмысленно, потому что в случае прямого военного конфликта США смогут безнаказанно для себя и своих союзников нанести сокрушительный удар. В свою очередь, для России риторика противостояния с США - это способ решения внутриполитических проблем, а также весьма специфический, доставшийся еще от наследия холодной войны, метод повышения авторитета страны.

Выступление президента Буша перед диссидентами, хоть и не содержавшее никаких принципиально новых тезисов и выдержанное в целом в духе традиционного для американцев своеобразного "этического империализма", было хорошо представлено риторически. Буш словно продемонстрировал собравшимся демократическим активистам (и вновь заочно Путину), кто является подлинным демократом.

Что касается содержания самой речи, то в ней американский президент постоянно ссылался на прошлых и нынешних диссидентов из разных стран, в том числе советских. Однако он ни разу не упомянул ни одного диссидента или демократического активиста из современной России. Кроме того, в речи Россия сравнивалась не со странами, где господствуют радикальные режимы (типа Ирана, Сирии, Судана, Северной Кореи), не с более стабильными Египтом и Саудовской Аравией, но была помещена в одной плоскости с Китаем. Россия и Китай в картине текущей внешней политики США находятся на одном уровне по развитию основных гражданских и политических свобод. Следует отметить, что перенос России в разряд Китая должен сильно обрадовать российское руководство. Китай постоянно критикуется США за проблемы с демократией, но является при этом ключевым торговым партнером и не рассматривается как "враг".

Президент Буш, критикуя Китай, заявил, что китайские лидеры думают, что можно продолжать открывать свою экономику, не открывая одновременно свою политическую систему, однако Америка не согласна с таким развитием событий. Он подчеркнул, что в одних областях существуют обоюдные интересы, которые служат основой тесной дружбы, в других же - сильное несогласие. После критического замечания Буш сразу же отметил, что хорошие отношения предполагают откровенный разговор об имеющем место несогласии.

Соединенные Штаты будут продолжать строить отношения с Россией и Китаем, но без ущерба своим принципам и ценностям. Америка может дружить со страной и подталкивать ее к демократии одновременно, вынуждая делать политическую систему все более открытой. В этом отношении риторика администрации никак не изменилась: тесное сотрудничество не означает закрытие глаз на проблемы с демократией и авторитарным лидерам не следует питать здесь надежду.

Американский президент заявил, что многим странам (типа Саудовской Аравии и Египта) предстоит пройти еще длинный путь к демократии. Однако общая ситуация со свободами в мире выглядит обнадеживающе. По его утверждению, на настоящий момент больше людей живет в свободном мире (он указал число в 120 существующих демократий), чем когда-либо раньше. Свободные общества возникают с различными скоростями в различных местах и отображают местные обычаи, но определенные ценности являются общими для всех демократий: свобода слова, религии, прессы, собраний, правление закона, независимый суд, право частной собственности, политические партии, которые соревнуются в свободных и честных выборах. Демократию нельзя понимать как ограничивающуюся лишь походом избирателей к урнам для голосования.

Буш повторил свою приверженность идее о том, что только распространение свободы способно победить исламский экстремизм, идеологическое противостояние он готов сравнивать с холодной войной (нынешние разногласия с Россией по своему масштабу никак не тянут на таковую). В заключение он указал, что США почти удвоили финансирование демократических проектов и будут продолжать свою политику воздействия на недемократические страны с той целью, чтобы они делали свои политические системы все более открытыми.

http://www.whitehouse.gov/news/releases/2007/06/20070605-8.html

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67