Тема: Про философию
Екатерина Дайс, Илья Рывкин:Крылатые быки древнего алфавита
Мы пытаемся выдвинуть новую научную гипотезу, объединяющую исторические сведения, культурологический анализ и эзотерические данные, дошедшие до нас от мистиков и магов.
Андрей Тесля:Историчность Фуко
Мишель Фуко и в России уже давно перестал быть объектом моды и быстрого любопытства – перейдя в разряд одновременно и культовых фигур, и классиков.
Ирина Тосунян:Бесстрашная искренность мысли
Прозаик, публицист, историк культуры Владимир Лазарев эмигрировал в США в августе 1999 года. С ним беседует Ирина Тосунян.
Андрей Тесля:"Речи к немецкой нации" Фихте: нация, народ и язык
Из фихтевского учения о праве и морали вытекало учение о "нации", в идеале долженствующей быть тождественной "народу", что подразумевало, соответственно, исключение из числа "народа" тех, кто не способен войти в нее.
Александр Марков:О политическом воображаемом
4 марта Александр Марков делает доклад в Институте философии "Политическое воображение глазами классической поэтики". Предлагаем читателям один из разделов доклада.
Андрей Тесля:Приготовляя путь к церковной реформе
Вместо традиционной критики и ориентации на прежний, допетровский порядок вещей, Иванцов-Платонов рассуждал об изменениях, необходимых в русской Церкви с точки зрения стоящих перед нею самой задач, ее внутренних потребностей и возможностей их решения…
Александр Марков:Умиление: к бохумскому докладу
Слово "умиление" первоначально значило самое сильное чувство мистического ужаса, в котором смешиваются благоговение и страх.
Александр Марков:Философия зайца Владимира Соловьева
Когда слезы оказываются вписаны в сюжет, говорит нам Соловьев, то предмет любви оказывается либо предметом "аппетита", либо носителем "аппетита"— седые зайцы, как образ живучести природы как «интереса»
Александр Марков:Речь и доля демократии
Как осуществляется демократия, когда каждый из нас уже захвачен страстями? Демократия, по Рансьеру, оказывается в опасной близости от тоталитаризма.
Андрей Тесля:Беспощадно зрячая
Лидия Гинзбург не станет фигурой первого плана — она не может предложить простых ответов, универсальных формул. Единственное, что она может дать, — техники жизни, техники осмысленного существования — и пример своей собственной жизни, прожитой без счастья.
Андрей Тесля:Традиция вне себя
Сам Генон плохо объясним из ситуации, когда к нему приходит известность: в 1920-е возник тот "интеллектуальный климат", в котором его идеи получили широкий резонанс. Но его интеллектуальная эволюция протекала в совершенно иных условиях – европейского fin de siecle.
Кристина фон Браун:Стремясь понять изменения
Гомофобия всегда играет важную роль тогда, когда общество в кризисе. В случае России это может быть распад СССР и империи; это может быть связано и со сдвигами в сторону модернизации, которые переживает российское общество.
Александр Марков:Повседневность как искусство любви
Вышел перевод первой части книги Мишеля де Серто "Изобретение повседневности". Мы публикуем главу из неопубликованной книги Александра Маркова о де Серто.
Александр Неклесса:Знать - значит понимать
Сегодня явно и неявно происходит реорганизация актуального знания на постулатах, отличных от классических формул его разграничения на научное, дисциплинарное, прикладное.
Андрей Тесля:Наставник реакции
Де Местр заставлял себя слушать – для петербургского общества он был необычен, как, впрочем, и для любого. Но в Петербурге, в кругу новой знати, он производил необыкновенное впечатление.
Александр Неклесса:Знать - значит быть
Кризис мировидения, сомнения относительно доброкачественности обретаемого цивилизацией имущества, оценки самой сути знания, его стратификации, целей и форм образования возвращают к скрытой под покровом и суетой времени развилке истории.
Анатолий Ахутин:Смещение философского внимания
У Анатолия Ахутина в прошлом году вышла книга "Эксперимент и природа". В ней под одной обложкой две его известные работы 1976 и 1989 годов – несколько измененные для этого издания.