Защита прав большинства бессмысленна

От редакции."Русский журнал" продолжает обсуждение темы мультикультурализма. На этот раз слово предоставляется одному из главных авторитетов по данной проблеме - Яну Буруме, профессору права Бард колледжа (Нью-Йорк, США), журналисту, писателю. Бурума - автор нашумевшей книги «Убийство в Амстердаме: смерть Тео Ван Гога и пределы толерантности» (2006).

* * *

Ведущие европейские политики не так давно заявили о провале политики мультикультурализма в европейских обществах. Однако я не уверен, что это так. Как догматическая идея о том, что меньшинства должны оставаться в своих культурных гетто, мультикультурализм едва ли оказался успешен. Но европейские общества по факту мультикультурны и, конечно, всегда были такими. Для того, чтобы улучшить интеграцию мигрантов, нужно чуть снизить уровень защищенности граждан принимающих стран на рынке труда. Естественно, европейское социальное государство никогда не ослабнет настолько, чтобы начать напоминать Соединенные Штаты Америки, однако все же надо стремиться к тому, чтобы сделать возможность выхода на рынок труда максимально простой. Работа – это самый быстрый способ интеграции.

Вообще, на мой взгляд, понятие «защиты прав большинства» просто бессмысленно. Против чего следует защищать большинство? Если речь идет о защите граждан от насилия, от тех, кто угрожают использовать насилие для навязывания своих взглядов, то такая защита нужна всем гражданам – будь то меньшинство или большинство. Закон должен в равной мере применяться ко всем. В особенности это касается законов, защищающих право на свободу слова. То же самое касается и особых религиозных или культурных прав (права на халяльную или кошерную пищу, например). Эти права могут быть предоставлены в той мере, в какой от их соблюдения не страдают другие.

В связи с мультикультурализмом часто возникает вопрос об общих ценностях. Я считаю, что общие ценности возможны, но они будут касаться самых общих вещей. Например, ни одна группа никогда не признает пытку ценностью. Все люди должны защищать от произвола власти, не подкрепленного никакими законами. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение, исповедывать свою веру без риска быть арестованным. Однако это отнюдь не проблема взаимоотношений большинств и иммигрантских меньшинств. Христианские консерваторы США нередко не разделяют общих ценностей с секулярными либеральными американцами, верующие евреи Израиля могут не соглашаться по ряду вопросов с либерально настроенными израильтянами. И так далее. Но это никак не значит, что они не могут и не должны жить в границах одного общества.

Специально для "Русского журнала"

       
Print version Распечатать