Законография

Трудно быть законодателем в России

До сих пор предостаточно добропорядочных граждан, которые твердо убеждены в том, что в ходе первичной приватизации ограбили лично их. Отсюда все эти странные разговоры о том, что то или иное предприятие было приобретено за бесценок. В этом скрыта не одинарная, а двойная неправда. Первая: до того, как предприятия приватизировали, они вообще не имели рыночной цены - никакой. Никакой, значит, можно назвать любую, в меру воспаленного воображения. Помнится именно таким образом господин Губенко сумел определить цену трофейной Балдинcкой коллекции графических листов аж с помощью девяти нулей. Вторая: если бы некие международные эксперты вдруг определили - по аналогии - цену советских фабрик существенно выше, в стране не нашлось бы покупателей по причине отсутствия у людей соразмерных денег. Ну никак большинство соотечественников не желает признать того, что рыночная цена - это цена чего-то на рынке, и более ничего. Позиция незабвенного Ноздрева сердцу ближе.

Трудно быть законодателем в России.

Что ни измыслить в самых лучших побуждениях, оно, попав в тенета искривленных координат российского "глобуса", непременно перерастает в нечто совсем иное.

Вот, скажем, когда господин Козак занимался еще подготовкой закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", в тело закона включили доктрину непременного проведения аукционов в ходе приватизации муниципальной недвижимости. В чистом виде эта доктрина безукоризненна: избавляясь от муниципальной собственности, город, разумеется, должен получить на этом реалистический максимум, а реалистический максимум дохода получается на аукционах, если только там сохраняется честная игра.

Чистый вид - дело хорошее, но где ж его взять?

Вот Regnum донес о конференции регионального отделения "Опоры России" 8 сентября в Ярославле. Предприниматели приняли резолюцию, одобряющую проект закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного и государственного имущества", внесенный несколькими депутатами Государственной думы РФ.

Арендаторы настаивают на том, чтобы предпринимателям малого бизнеса дали возможность выкупить арендуемые ими помещения. Правда, когда они говорят о выкупе "по рыночной цене", это означает, разумеется, не более чем фиксацию устоявшихся в местном сообществе цен, которые сторонами сочтены справедливыми. Или ранее были сочтены справедливыми и второй стороной - муниципией.

Выход на аукцион для большинства арендаторов средней руки подобен смерти их дела. Между собой они, разумеется, могли бы сговориться и держать сплошную оборону, но они бессильны против более сильных игроков, способных аккумулировать достаточные средства, чтобы вместо магазина устроить, скажем, казино. Конечно, теоретически муниципия может выставлять сохранение функций в качестве сервитута, но это ж в теории, а мир социальной практики полон соблазнов.

Казалось бы, собственно малому бизнесу опасаться нечего - арендуют он все больше мелкие помещения, и не в лучшем состоянии, что вряд ли интересно серьезным претендентам. Тем менее интересно, что франчайзинг в наших широтах все еще довольно редок. Однако все не так просто. Пока что ярославские аукционы показали, что финальная цена почти не превышает начальную. Казалось бы, вот он - разумный круговой сговор.

Не тут-то было. По словам здешних знающих людей, и в этом случае изощренная конспирология не работает. Причина гораздо проще. К арендаторам приходят братки и объясняют, что ежели им не заплатить, то либо задерут цену в ходе аукциона, заставив платить больше, либо выкупят лот сами, выгнав неразумного на улицу.

Приходится быть разумными.

Это не всегда просто.

Вот 17 августа комитет по экономике городской администрации Саратова дал следующее заключение: "Не будет иметь негативных последствий и экономически эффективна приватизация следующих муниципальных унитарных предприятий: МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация", МУП "Физкультурно-спортивный комплекс", МУП "Информационный центр", МУП "Аварийно-спасательная служба "Cap-Спас", МУП "Лечебно-консультативный центр".

Некая пикантность заключена в том, что названные предприятия слегка, но все же прибыльны, тогда как в принципе считается, что приватизировать разумно в первую очередь те предприятия, что прибыли городу не приносят. Нет сомнения в том, что частные предприятия могут предоставить те же услуги, и, наверное, лучше. Вопрос: услуги кому? На какой кошелек? Взгляд со стороны вроде бы указывает на то, что целесообразнее создать условия для возникновения новых частных предприятий, что теоретически ведет к конкуренции, которая (возможно) вынудит муниципальные заведения к более эффективной работе. Если учесть, что среди них единственный в области бассейн с пятидесятиметровой дорожкой, и старинный парк "Липки", и известная в городе хозрасчетная поликлиника на улице Сакко и Ванцетти, то обеспокоенность саратовцев понять несложно. Несложно понять и то, что они упорно подозревают: что-то в этой затее не так.

Воздевать очи горе бессмысленно. Разумеется, необходимо пробовать бороться с криминалом, всеохватным в самом широком смысле слова, поскольку в противном случае его волна поднимется еще выше. Разумеется, в каждом конкретном случае надлежит сделать все возможное, чтобы, как говорили римляне, публичному благу ущерба не было. Однако реальный массовый сдвиг станет все же следствием не столько усилий власти и общества, сколько немудрящего социально-биологического процесса. Смена поколений, необходимость легализовать наследство, оставляемое детям, непременно потянет за собой общее "обеление" бизнеса. Не вдруг, конечно, но это будет. Отчасти уже началось. Огорчает, конечно, что ускорить процесс почти нереально, и остается утешаться тем, что печаль, говорят, весьма способствует созреванию разума.

       
Print version Распечатать