За убийство надо отомстить

От редакции. В пятницу, 20 ноября, Москва была потрясена страшным известием. Накануне в храме Святого Апостола Фомы был убит священник Даниил Сысоев, известный своей активной миссионерской деятельностью. Немедленно появились первые версии причин преступления. Официальная версия, заявленная органами внутренних дел, гласит, что отец Даниил был убит из-за своей профессиональной деятельности.

Впрочем, существуют и неофициальные версии. Например, лидер ДПНИ Александр Поткин связал смерть отца Даниила с кампанией против националистов, развязанной спецслужбами. Некоторые считают, что к убийству отца Даниила причастны радикальные мусульмане, которые якобы поклялись ему отомстить за критику своих убеждений. Во всех этих хитросплетениях следствию еще только предстоит разобраться.

Ситуацию специально для РЖ комментирует известный общественный деятель Виктор Милитарев.

* * *

Убийство отца Даниила Сысоева – это фантастически наглое преступление. За последние 20 лет священников Русской Православной Церкви убивали неоднократно. Но такого еще не было. Убить священника в храме во время совершения им таинства исповеди – это вызов, причем вызов очень дерзкий, и на этот вызов должен последовать адекватный ответ.

У меня нет сомнения в том, что убийство отца Даниила связано с его миссионерской деятельностью. Разумеется, никто не имеет права предвосхищать выводы следствия, но необходимо отметить, что в своих проповедях отец Даниил задевал многих. Мы знаем две простые вещи. Во-первых, угрозы он получал не от всех, с кем полемизировал, а только от людей, именовавших себя мусульманами. Причем, получал он их уже в течение 4 лет. Последняя угроза в его адрес прозвучала практически непосредственно перед убийством. И, во-вторых, мы хорошо знаем, что существует такая интерпретация Ислама, в соответствии с которой добродетелью считается убийство человека, который критикует Ислам, Коран и пророка Мухаммеда. Я вовсе не настаиваю на том, что это ортодоксальное толкование Ислама, и его придерживаются все мусульмане. Однако фактом является то, что такие люди существуют. В этом смысле я бы говорил не об Исламе и мусульманах, а об исламистах. Исламистов большая часть мусульман нашей страны не поддерживает, но тем не менее группы исламистов в России существуют. Соответственно, версию убийства отца Даниила исламистами, я считаю наиболее правдоподобной.

Тот факт, что само православное миссионерство вызывает гнев и агрессию – это установленный факт. Я не вижу непосредственной, прямой связи между недавним избиением православного журналиста Ольги Гумановой и убийством отца Даниила Сысоева. Наверняка эти две акции совершили разные люди. Но, очевидно, что вокруг активных православных постепенно сгущаются тучи.

Я хочу также заявить, что версия либералов, которая распространяется в ЖЖ, будто убийцами отца Даниила могли стать какие-то группы скинхедов мне представляется абсолютно неправдоподобной. Убийство отца Даниила Сысоева является двойным, оскорбительным вызовом. С одной стороны, это вызов всем православным нашей страны. Если мы его проигнорируем, то вере нашей грош цена. Но это вызов и всем русским националистам и патриотам, так как спустить убийство священника традиционной конфессии государствообразующего народа, это значит не быть националистом. В этом смысле я вижу несколько возможных ответов на данный вызов.

С православной точки зрения, я думаю, правильным ответом должен быть тот, который вчера формулировал Александр Морозов: ответить большим Крестным ходом. Если мы не сможем его организовать, то, какие же мы православные? Но также должен быть ответ патриотический и националистический. Известный православный публицист Игорь Гаслов сказал коротко: «Вооружайтесь!». Ответом на такие дерзкие убийства должно быть массовое распространение гражданского оружия. Ведь если мы не можем защитить наших отцов, то какие же мы православные и русские.

Замечательно сказал и Александр Чуев, что ответом на этот вызов должно быть создание православных дружин, охраняющих храмы и иные православные святыни. Наконец, «Русское общественное движение» высказалось следующим образом: мы должны воспринять это убийство как вызов, взять его на контроль и добиваться добросовестного, объективного расследования, а по итогам расследования - жестокого наказания виновных. Христианское смирение здесь необходимо отложить в сторону.

Конечно, едва ли можно однозначно заявлять, что это убийство совершено исламистами. Это может быть провокация каких-то спецслужб, которые хотят изобразить убийство православного священника как убийство, совершенное исламистами, а затем использовать подобную трактовку данного злодеяния в своих целях. Или же они хотят изобразить это убийство как очередное «преступление русских фашистов» для того, чтобы затем устроить тотальную «зачистку» националистических организаций. Этого мы не знаем. Но мы знаем одно: убийство отца Даниила не должно остаться неотомщенным.

За прошедший год убили адвоката Станислава Маркелова и журналиста Анастасию Бабурову, убили преступного авторитета Япончика, убили одного из руководителей «Черных ястребов», убили одного из руководителей антифа. Теперь в храме убили православного священника. Означает ли это, что возвращаются «лихие 1990-е»? Такая интерпретация имеет право на существование. Можно предполагать, что все эти убийства так или иначе связаны с переделом власти в Москве и возможностью смены московского градоначальника. Но если брать эти случаи вместе, возникает параноидальное, конспирологическое ощущение некоей «черной руки», которая убивает разные, но социально значимые фигуры, пытаясь подтолкнуть российское общество к смуте и гражданской войне. Ведь все эти убийства объединяет резонансность, знаковость. Возникает ощущение, что кто-то желает, чтобы мы вцепились друг другу в глотки. Очень бы хотелось верить, что это случайные совпадения. Но, к сожалению, не получается.

       
Print version Распечатать