Выживание чужими руками

Россия, несомненно, возвращает себе место среди великих держав, но было бы глупо утверждать, что мы сможем в XXI веке ликвидировать все стоящие перед нами угрозы самостоятельно. Как показывает опыт, даже более сильные страны, вроде США и СССР, не могут позволить себе опираться только на собственные силы. Режим чучхе в этом смысле также показателен, поскольку на его примере видно, что попытка использовать исключительно свои силы приводит не к уменьшению, а к увеличению числа угроз. Российской элите пора задуматься над тем, на кого мы будем опираться в обеспечении национальной безопасности в ближайшие 20-30 лет.

Узбекистан, великий и ужасный

Что нужно России от Средней Азии? Немного. Во-первых, нам жизненно необходимо, чтобы в этом регионе не закрепились исламские фундаменталисты. Во-вторых, чтобы регион не попал под влияние Китая и там не появились китайские войска. Ну и в-третьих, для нас важно прекратить наркотрафик из Афганистана в Россию. Это и есть три условия, от выполнения которых зависит выживание страны в ближайшие полвека.

Сможем ли мы самостоятельно обеспечить решение этих задач? Увы, нет. Вследствие плачевной демографической ситуации мы не можем позволить себе отвлекать гигантские людские ресурсы на обеспечение своих национальных интересов в Средней Азии. Значит, нам придется использовать чужие людские ресурсы.

Единственное среднеазиатское государство, обладающее достаточным демографическим потенциалом, - это Узбекистан. Казахстан, который на первый взгляд представляется альтернативой Ташкенту, не может играть роль региональной державы, даже несмотря на свои экономические успехи. Во-первых, Казахстан не обладает достаточной численностью населения, да и динамика рождаемости в Казахстане сильно уступает узбекской. Во-вторых, Казахстан представляет собой два мало связанных геополитических региона и постоянно стремится к развалу.

Доказательством вышесказанного является то, что долгое время разные части Казахстана совершенно спокойно существовали в составе разных государств. В 30-х годах XVIII столетия Средний и Младший жузы Казахстана добровольно вошли в состав России. Таким образом, земли по берегам Яика (Урала) и Иртыша оказались вовлечены в орбиту русского влияния. В то же время Старший жуз, располагавшийся в Семиречье, продолжал жить своей жизнью и больше тяготел к Коканду, чем к России.

Так продолжалось сто тридцать лет, пока активизация англичан в Центральной Азии не заставила царское правительство предпринять решительные шаги по установлению контроля над регионом. Тогда Коканд признал себя вассалом Российской империи, а территория Старшего жуза отошла под контроль Петербурга.

Если посмотреть на карту Казахстана, то мы увидим, что это "бублик" с "демографической дыркой" посередине, в районе Жесказгана. Недаром самый адекватный постсоветский лидер Нурсултан Назарбаев срочно перенес столицу из Алматы в Астану. В условиях слабой транспортной связанности севера с югом и преобладания русского населения на севере перед Казахстаном стояла реальная угроза развала страны. Поэтому ожидать от казахов способности гарантировать решение задач по контролю над регионом довольно глупо.

Есть у Узбекистана и еще одно преимущество - ментальное. Испокон веков узбеки были ядром великих центральноазиатских империй. Для них, в отличие от казахов, выполнение функций гаранта стабильности в Центральной Азии - привычное дело.

Интересы узбекской элиты полностью совпадают с российскими интересами в этом регионе. Усиление позиций фундаменталистов - главная угроза режиму Ислама Каримова. Фактически именно режим Каримова не позволил закрепиться фундаменталистам в Таджикистане и Афганистане. В условиях, когда русские и американцы предавались раздумьям о судьбах мира и гуманитарных проблемах, он просто поддерживал этнических узбеков в Афганистане, которые, наряду с таджиками, составляли костяк антиталибской коалиции. А поскольку доходы от продажи наркотиков составляют основу бюджета исламистских бандформирований, борьба с наркотрафиком также является ключевым пунктом национальной безопасности Узбекистана.

То же можно сказать и об отношении Узбекистана к усилению позиций Китая. Сильный Узбекистан не станет терпеть в подконтрольном ему регионе появления активных, сильных и самоуверенных китайцев. Как говорил генерал Лебедь, две птицы в одной берлоге не живут.

Правда, у Узбекистана не все обстоит хорошо. Границы Узбекской ССР были определены крайне неудачно. Оно и понятно, большевикам не нужен был большой и сильный Узбекистан, выделяющийся на фоне его более слабых соседей. В результате во всех странах, граничащих с Узбекистаном, имеются территории с преобладанием узбекского населения. И это бомба замедленного действия, заложенная под регион.

Когда бомба взорвется, России придется определиться, кого она поддерживает, - соседей Узбекистана, стремящихся сохранить статус-кво, или же узбеков, стремящихся воссоединиться в едином государстве. В случае если Россия выберет первый вариант, регион погрузится в хаос и превратится в один большой Афганистан. Кроме всего прочего, резко возрастает вероятность появления в регионе китайских войск для наведения там порядка и возможность перехода Средней Азии под контроль КНР.

Если же Россия предпочтет второй вариант, то надо быть готовыми к тому, что мы поссоримся и с таджиками, и с туркменами, и с киргизами, и с казахами, и с пуштунами. И еще нам придется выступать главным "крышевателем" на мировой арене "узбекской агрессии".

Другая проблема - перенаселенность Узбекистана, сочетающаяся с невысоким уровнем развития экономики, особенно на фоне благополучного и динамичного развивающегося Казахстана. И хотя после подавления андижанского восстания и балагана с "оранжевой" революцией в Киргизии вероятность свержения режима Каримова уменьшилась, риск дестабилизации ситуации в республике из-за плохой социально-экономической ситуации сохраняется.

По-видимому, России необходимо принять программу поддержки экономики Узбекистана, в том числе и с применением прямых инвестиций. Дешевле сейчас помочь узбекам решить их экономические проблемы, чем потом тратить сотни миллиардов долларов на минимизацию последствий геополитической катастрофы в Средней Азии.

Нефтяная сверхдержава

Россия не может установить контроль над Персидским заливом и его нефтяными богатствами. Это значит, что для нас главное - чтобы никто из наших основных конкурентов на мировой арене (США, КНР, ЕС, Индия или Япония) тоже не смогли этого сделать. Ибо, как только кто-либо из них получит 90% мировых запасов нефти, он превратится в мировую сверхдержаву с неограниченными возможностями. Особенно это важно в условиях серьезной зависимости российской экономики от ситуации на мировом рынке нефти.

Попытка США осуществить захват региона пока не очень успешна, но это не означает, что другие не будут пытаться сделать то же самое. Да и американцы еще не поставили крест на своих усилиях.

Единственное государство Персидского залива, способное установить контроль над регионом и не допустить в него другие великие державы, - Иран. Очевидно, что Тегеран встал на путь создания региональной сверхдержавы, а в перспективе и мировой нефтяной сверхдержавы. Устранение Саддама Хусейна, главного конкурента режима аяттол, сильно облегчило его задачу.

При этом возникает сильный соблазн испугаться и помешать Махмуду Ахмадинежаду. Как можно допустить, чтобы 90% мировых запасов нефти достались шиитским фундаменталистам?! Но следует признать, что это единственный приемлемый из возможных вариантов. Или шиитский фундаментализм, или суннитский ваххабизм, или корпорация "Халибертон", или китайская нефтяная корпорация. Как говорится, выбирай на вкус.

Сильный Иран не угрожает безопасности России. Со времен Древней Персии главным направлением экспансии Ирана были Месопотамия, Палестина, Малая Азия и Египет. Наоборот, Иран может стать хорошим сдерживающим фактором как аравийского ваххабизма, так и пантюркистских замашек Турции.

Усиление Ирана - это усиление шиитов, раскалывающее исламский мир. Большинство исламских стран не признает лидерства еретиков из Персии. Особенно ненавидят шииты ваххабитов Саудовской Аравии. И тут геополитические интересы дома аль-Сауд соединяются с их религиозными воззрениями.

После ухода американских войск из Ирака судьба региона будет зависеть от результатов борьбы между Ираном и союзом Саудовской Аравии, Иордании, Египта, ОАЭ, Турции и, как ни парадоксально, Израиля. В этой войне у Ирана шансов немного, но они есть, и, чтобы они возросли, нам придется оказать ему поддержку оружием, технологиями и деньгами.

Троянский конь Евросоюза

В отношениях с Европой для России должен быть очевиден один единственный тезис - Европейский союз слишком большой, чтобы мы могли разговаривать с ним на равных. В конечном итоге нам не выгодно объединение Европы. Недаром президент Путин стремится наладить эксклюзивные взаимоотношения не со всем Евросоюзом, а с его системообразующим государством - ФРГ. Такая политика России объективно подталкивает к развалу ЕС.

При этом надо учесть, что российская и немецкая экономики идеально дополняют друг друга. Если посмотреть на структуру экономик двух стран, то можно увидеть, насколько мало они конкурируют между собой. Германия в международном разделении труда специализируется на химической промышленности, а также на производстве средств производства, то есть станков, оборудования и машин. Это как раз та отрасль экономики, которая всегда была слабым местом России и которая практически, за исключением небольшого количества секторов, у нас в стране отсутствует. В то же время у России есть ТЭК, ВПК, атомная промышленность, аэрокосмическая сфера, то есть те сектора экономики, в которых Германия не очень сильна.

Также следует учитывать продолжающуюся тенденцию постепенной деиндустриализации Германии. Пока основными "наследниками" легендарной немецкой промышленности становятся Китай и страны Восточной Европы. Но Китай чужд для немцев ментально и геополитически, а Восточная Европа слишком мала для того, чтобы разместить у себя достаточное количество немецких заводов и фабрик. Если России удастся стать промышленной наследницей ФРГ, наши внуки могут не беспокоиться о своем будущем.

В этой связи абсолютно правильной представляется политика, направленная на тесный союз с Германией. Идея обмена активами тоже правильна, только обмениваться активами надо не со всем Евросоюзом (у нас просто не хватит активов), а только с ФРГ. И пускай остальные возмущаются и обвиняют Россию в нерыночных методах! Кому надо, тот поддержит.

Также представляется абсолютно разумным строительство Североевропейского газопровода. Он позволит в случае необходимости перекрыть поставки газа в Прибалтику, Польшу, Украину и Белоруссию, но при этом продолжать снабжать Германию голубым топливом. И то, что немцы согласились финансировать этот проект, говорит только об одном - немецкая элита не очень доверяет своим восточноевропейским соседям, несмотря на то, что некоторые из них входят в ЕС.

За единую и неделимую

Расстановка сил в Восточной Азии проста и незамысловата. Китай растет бешеными темпами, увеличивает свое влияние и этим пугает соседей. Россия теряет влияние и демографический потенциал. Япония дружит с США, чтобы обезопасить себя на случай усиления Китая. Тайвань дружит с США, поскольку это единственный способ сохранить независимость и не быть поглощенным Китаем. Южная Корея дружит с США, потому что американцы защищают южан от милитаризированного Севера. КНДР дружит с Китаем, потому что это единственная страна, согласная дружить с северными корейцами.

Такой статус-кво абсолютно устраивает США. Фактически американцы являются совершенно необходимым элементом безопасности региона. А если учесть, что экспортными поставками Китай завязан на американский рынок, то можно сказать, что Восточная Азия полностью подконтрольна Соединенным Штатам.

При этом Северная Корея - необходимый элемент в системе американского контроля за регионом. Не будь ее, присутствие американского воинского контингента на Корейском полуострове оказалось бы под вопросом. США нужно пугало, чтобы заставлять Южную Корею и Японию сильнее прижиматься к могучему американскому плечу.

Недаром Соединенные Штаты занимали столь непримиримую позицию на переговорах о прекращении ядерной программы КНДР. Америка фактически подталкивает северных корейцев к созданию ядерной бомбы. Ким Чен Ир с бомбой! Лучшего и желать нельзя! Теперь вся Восточная Азия бросится под защиту американского ядерного зонтика, а Япония и Южная Корея профинансируют любое ПРО, лишь бы их в него пустили.

При этом главным интересом России в регионе является отсутствие в нем очевидного гегемона. На роль гегемона могут с разной долей вероятности претендовать США, Китай и Япония. Помимо России в сохранении региональной многополярности заинтересована еще одна страна. Страна, которой нет, - Корея. Северный и южный осколки Корейского государства слишком слабы, чтобы выступать гарантом стабильности в Восточной Азии. Но объединенная Корея - это уже достаточно сильный игрок, способный сдерживать амбиции великих держав. Особенно если ей в этом поможет Россия.

Поэтому очевидно, что главным направлением российской внешней политики на Дальнем Востоке должно быть всестороннее содействие постепенному объединению Корейского полуострова.

Узбекистан, Иран, Германия, Корея абсолютно непохожие страны. Так же непохожи интересы России в этих регионах. Но объединяет их одно - только союз с этими государствами может минимизировать для России те угрозы, которые возникли перед ней в начале XXI века.

       
Print version Распечатать