Вторая сводка: Прошлое стран Восточного блока

Сводки с московского кинофестиваля

Очередные два дня Московского международного кинофестиваля не принесли сверхприятных впечатлений зрителям, следящим за конкурсной программой. Возможно, невысокий средний уровень картин можно объяснить тем, что отборщики прежде всего стараются сохранить наивысший международный статус мероприятия, пренебрегая качеством конкурсных работ. Так как Московский кинофестиваль входит в число подобных 12 кинофорумов по всему миру (включая Канны, Берлин, Венецию и пр.), то, согласно уставу аккредитовавшей Москву FIAPF, для поддержания этого уровня, должны выполняться определенные условия. Для этого необходимо представлять в конкурсе работы, как минимум из 10 стран. Из-за того, что фестиваль в Москве стартует почти сразу после Канн и почти одновременно с Карловыми Варами, все сливки уходят большей частью туда. Вот и приходится нашему зрителю смотреть большей частью то, что не было востребовано коллегами отборщиков ММКФ.

"Сад" Сергея Овчарова - это экранизация известной комедии Антона Павловича Чехова "Вишневый сад". Создатели картины стараются следовать классическому тексту, но, иногда, добавляют кое-что от себя. Все это стилизовано под немые фильмы со вставками титров. Часто используется прием убыстрения воспроизведения, для увеличения аналогий со старыми лентами. Глупые гэги, число коих превелико, начинают раздражать с первых своих появлений. "Сад" снят в традициях среднего, телевизионного фильма, и с большой натяжкой может быть представлен как кинофильм. Конечно, если учитывать стиль предыдущих работ Овчарова, который далек от принадлежности к какому-либо определенному жанру, то в таком случае "Сад" может быть представлен как очередной эксперимент. Но большое число отрицательных отзывов, в вопросе, где уровень работы объективно оценить одному человеку сложно, все же укрепляет в уверенности что лента, скорее, не удалась. Можно признать ее самобытность, но определить достоинства представляется уж слишком затруднительным. В общем: глубоко индивидуально, в сторону большего неприятия увиденного.

Еще одна экранизация - "Простая душа", сделана по одноименному роману Флобера. Это история служанки, которая теряет одного за другим родственников. У французского режиссера Мэрион Лэйн, получился вполне крепко сбитый фильм. У него есть только один недостаток, да и тот, существует лишь в контексте ММКФ, - это, определенно, не фестивальное кино. Большей частью держащаяся на хорошей игре Сандрин Боннер, "Простая душа" вполне достойна быть показанной и в Москве, но, явно, в какой-нибудь другой программе.

Немецкий фильм "Луна и другие любовники" Бернда Бехлиха, рассказывает нам о женщине Ханне, выросшей в Восточной Германии. Магазин, где она работала, обанкротился. Ханна ищет себе работу, но с трудом может реализовать себя в окружающем обществе. Попытки трудоустройства приводят ее раз за разом в места, где она не может работать, вследствие своего склада мышления. Ханна выходит замуж за поклонника, но не испытывает к нему особенных чувств. А тут еще откуда ни возьмись возникает пакистанец, к которому женщина неравнодушна, но ровно до той поры, пока не замечает его на улице с женой и детьми. Режиссер попытался воплотить на экране характер рядового осси, стараясь по возможности сделать его максимально непривлекательным. Немаловажный факт, что Бехлих, - сам из восточных немцев, и снимал кино еще до разрушения Стены. В одном из эпизодов, после того как русский владелец магазина пресекает попытку Ханны украсть книгу, звучит упрек в его сторону: "Вы сами сделали нас такими (за время существования ГДР)". Единственное несоответствие, которое можно вменить снявшим "Луну" это то, что отвращение, которое режиссер пытается вызвать у зрителя к героине, и, отчасти, воплощенное в ее внешности, контрастирует с успехом женщины у молодых мужчин. А так все представлено таким образом, будто Ханна не знает чего хочет в жизни, представляя собой жалкое и неприятное зрелище. Можно сказать, что в ее фигуре воплощена вся непривлекательность того, что у нас называют "совком".

Еще один фильм из конкурсной программы - "Пробуждение от сна", испанца Фредди Мас Франкезы, можно назвать откровенно неудавшейся работой. Режиссер сколько угодно может ссылаться на то, что он вдохновлялся в процессе съемок Тарковским, - как выясняется, это любимая присказка всех тех, кто хочет попасть в Москву. Шестилетнего Марселя отдает деду на поруки мать, которая уезжает с любовником-музыкантом в Германию. Сын растет без материнской любви. Когда он взрослеет, деда поражает болезнь Альцгеймера. После его смерти Марсель отыскивает мать, и даже проводит с ней ночь, лежа рядом. Попытка режиссера выразить в сюжете тонкости отношений разбивается о избранный режиссером киноязык, в котором поставленная задача просто не может быть реализована. Сними это кино какой-нибудь французский интеллектуал, то, чуть отредактировав сюжет, можно было бы "вытащить" фильм, а так Фредди Мас Франкеза безнадежно провалился. Отношения персонажей друг с другом настолько плохо прописаны, что все немногочисленное действие в картине представляется слабо связанным хилым сюжетом и туманно мотивированным. И хотя действие Марселя, когда он покидает мать, не признавшись в том, что он ее сын, можно объяснить как предпочтение "любви на расстоянии", чему учил его дед, - но и в этом случае полет мысли не слишком соответствует пафосу высказываний режиссера о новом типе кинематографа, который он дескать создает.

Программа документального кино "Свободная мысль", существует на ММКФ уже третий год. Большей частью ее составляют призеры фестивалей со всего мира. В рамках этих кинопоказов зрителям представилась уникальная возможность увидеть обладателя "Оскара" за лучший документальный фильм "Такси на темную сторону". В основу ленты положен один из случаев смерти заключенного в тюрьме Абу-Грейб. Афганский водитель такси пропал с тремя пассажирами, но спустя две недели семье сообщили о его смерти и выдали бумагу на английском, которую родственники не смогли прочесть. По чистой случайности, расследуя эту смерть, американская журналистка обнаружила многочисленные факты применения пыток заключенных в Баграме, где находится тюрьма. Было установлено что методы, которыми пользуются военные, включают в себя подвешивание в камере на наручниках, поедание собственных экскрементов, пытки электричеством и лишение сна, унижения сексуального характера. Оказывается, что для афганских узников одна из самых действенных процедур запугивания, - это держание собаки на поводке, в непосредственной близости от лица. Создатели картины прослеживают путь, откуда военные набрались таких знаний, и приходят к выводу, что все формы насилия к заключенным разрабатывались ЦРУ и были опробованы в Гуантанамо. Эта территория не принадлежит формально США, но и не находится под юрисдикцией какой-либо другой страны. В фильме делается утверждение, что в правящих кругах знали о массовых нарушениях закона, но не тольлко закрывали на это глаза, но и санкционировали преступления. "Такси на темную сторону" содержит много документального материала, приведены интервью более трех десятков человек из разных кругов армии и командования. Дважды на экране возникает Джон Маккейн, в момент, когда он задает прямые и уничтожительные вопросы специальной комиссии, расследовавшей прецеденты применения пыток. Учитывая то, что в США фильм выходит за неделю до выборов президента, можно сделать вывод, что он сыграет на руку кандидату от республиканцев. Маккейн ратует за человечное отношение к заключенным, и, благодаря тому, что в фильме никак не упомянуто его мнение о "войне до победного конца", смотрится он весьма выигрышно.

Другой фильм из этой же программы, - "Проголосуйте за меня", китайского режиссера Вэйдзюна Чена, очаровал зрителей как своей формой, так и постановкой проблемы. Данный фильм, как и "Такси на темную сторону", был создан в рамках проекта "Почему демократия?". Из более чем полутысячи заявок были отобраны и профинансированы лишь десять проектов сценариев, где основной задачей ставилось показать суть демократии. Но то, что получилось у Чена может рассматриваться скорее как попытка продемонстрировать обратное - негативную сущность демократических процедур.

Фильм снимался в третьем классе школы в крупном городе Ухань. В классе наступила пора выбрать старосту на очередной год. Раньше он назначался школой, но теперь учащимся представили три кандидатуры, и попросили проголосовать за них. Процедура проходила в несколько этапов на протяжении недели. Основная борьба развернулась между Лу Юнем, предыдущим постоянным старостой, родители которого высокопоставленные полицейские и Ченгом - сыном работников телевидения.

Первый этап представлял собой демонстрацию талантов кандидатов. На нем подговоренные претендентами на пост старосты ученики сорвали выступление третьего кандидата - девочки, которую довели до слез. Но она в любом случае не имела никаких шансов - она растет без отца. Посредством персональных бесед Ченг задабривает одноклассников, рассказывая о том, как все будет здорово при его возможном старостате. Видя что Лу Юнь начинает проигрывать предвыборную гонку, его родители предлагают ему пригласить весь класс на экскурсию от своего имени. Поездка всем понравилась, и рейтинг Лу Юня опять взлетел вверх.

Очередной раунд выборов представлял собой очные дебаты кандидатов. Слова, написанные родителями мальчиков, запоминались ими с большим трудом. Но в итоге все решил своеобразный "подкуп" избирателей, когда Лу Юнь с подачи родителей, раздал каждому красивую открытку на наступивший праздник. После этого он победил с большим отрывом.

Опробовав на детях "формулу демократии", режиссер словно насмехается над ней. Примечательно то, что старостой все-таки стал именно тот мальчик, который и был предназначен на этот пост дирекцией школы. Получается, что все козни и страдания были пустой тратой эмоций, - они никак не повлияли на конечный результат. Вероятно китайский режиссер желал наглядно продемонстрировать, что система выборов, существующая в Китае, возможно, куда честнее и чище, чем манипулятивные западные технологии.

Программа Петра Шепотинника "8 1/2", как всегда порадовала ярким кино. В эти дни был показан румынский фильм "Ники и Фло" Лючана Пинтилие. Национальный кинематограф страны бывшего соцлагеря последние два года на устах у мировой кинокритики. Началось все с фильма "Гибель господина Лазареску", который взял главный приз в Каннах в программе "Особый взгляд". Через год уже другой фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Мунджу, получает главный приз самого авторитетного кинофестиваля в мире. Все заговорили о феномене нового румынского кино. Сценаристом "Ники и Фло", был Кристи Пую, который спустя несколько лет сам стал режиссером "Лазареску". Задачей отборщика программы на ММКФ было найти и показать зрителю истоки румынского кино, которое стало греметь гораздо позже.

У отставного полковника Ники в результате несчастного случая погибает сын. Сват Фло (отец мужа дочери Ники), западник по убеждениям и поносит советское прошлое, винит в гибели систему, которая не заботясь о человеке, пропустила в продажу бракованную электрическую пробку. Также он настаивает на том, чтобы молодая семья отправилась жить в Америку, где "гораздо больше возможностей". Старики Ники с женой, у которых дочь - это последнее, что у них осталось в жизни, сначала пытаются отговорить молодых от отъезда, но после уступают. На противопоставлении характеров Ники и Фло и строится вся картина, весь конфликт. В одном из эпизодов сватья ожесточенно спорят друг с другом о роли армии в свержении фашизма в 1944-м году. Фло утверждает, что это была заслуга гражданского населения и приводит в подтверждение этому конспирологические аргументы, отказавшись спорить дальше, пока Ники не ознакомится со списком литературы. Для того, чтобы собрать деньги на отъезд дочери с мужем, Ники продает всю мебель из квартиры. На Фло отъезд семьи сына в США, никак не сказывается - он обеспечен, и имеет машину. Немаловажным моментом, приведшим позднее к трагедии, стал эпизод получения письма из Штатов, которая дочь Ники отправила семье Фло. Ники понял, что дочь окончательно от него отдалилась, что символически выглядит, как принятие ей системы западных ценностей. После этого, отставной полковник осознает, что потерял обоих детей. В день армии, он надел форму, и взяв молоток, направился к Фло, где размозжил тому череп. Противостояние западничества и старой закалки времен восточного блока, решено в фильме очень тонко. Данная картина - настоящее украшение программы.

Рекомендуется к просмотру в ближайшие два дня:

"Церемония" Клода Шаброля. Блестящий дуэт Изабель Юппер и Сандрин Боннер о классовом противостоянии

"Три обезьяны" Нури Бильге Джейлан. Один из лучших фильмов программы последних Канн.

"Элитный отряд" Жозе Падилья. Главный приз последнего Берлинале.

"Врезалось в память!" Гай Мэдден. Очередное творение имитатора немого кино и горных фильмов.

       
Print version Распечатать