"...Все послевоенное время Победа была фундаментом национального самосознания"

Леонтьев Михаил, публицист, телеведущий

Русский Журнал: Каково значение Дня Победы для формирования новой русской государственности в постсоветское время?

Михаил Леонтьев: Ох уж мне эта новая русская государственность. Если эта государственность совсем новая, то никакого значения победы нет совсем. Какое она имеет отношение к тому, что было до этой новой русской государственности?

А я все-таки надеюсь, что наша государственность, несмотря ни на что, преемственная. Разные люди разных взглядов достаточно сложно шли к этому пониманию. Но будем говорить, что значительная часть, консенсусная, к этому пришла. У нас одна государственность. Именно этим и объясняется значение нашей победы. Именно с этих позиций мы и можем судить о ее значении.

РЖ: 9 Мая - один из немногих общенародных праздников. Удается ли власти использовать это событие для укрепления и поддержания своего авторитета, а также для консолидации нации? Какие инструменты при этом используются и какие могли бы использоваться?

М.Л.: Общенародным праздником 9 Мая является постольку, поскольку и государственность у нас преемственная.

У меня бывают прямые радиоэфиры. И меня потрясает количество людей, которые говорят: "А что нам эти памятники?", "Почему мы лезем в их внутренние дела?", "Чем мы гордимся?", "Зачем нам все это надо?". Такая публика есть. И несмотря на то, что их меньшинство, они очень заметны. Это как сыпь на человеке. Обычно сыпь составляет совершенно небольшую часть объема всего организма. Но всегда, когда у человека сыпь, в первую очередь замечают именно ее. В этом смысле мне кажется, важно следующее. Есть вещи, которые навязать невозможно. Они либо существуют, либо не существуют.

Праздник, конечно, понятный для огромного количества нормальных людей. "Нормальных" - в смысле тех, у которых не ампутировали некоторые части мозга, те, где находятся отделы, ответственные за сознание, накопление информации, память. У кого не ампутировали душу...

Конечно, праздник всегда использовался российской властью в своих целях. Это очень государственный праздник по своей сути. Но здесь концепция "мы победили вопреки нашей власти" бессмысленна. Это абсурд и околесица. Как бы мы ни относились к нашей власти, нынешней, прошлой и какой бы то ни было, а она никогда не была идеальной. Вопреки власти можно победить только в гражданской войне, свергнув эту власть.

Мне кажется, то, что сейчас наша власть реанимирует некоторую часть советского официоза, это адекватно. Потому что это востребовано людьми, на это есть спрос. Вообще, нынешняя власть очень сильно ориентирована на спрос. Она очень редко, практически никогда, по крайней мере я не припомню (может, я ошибаюсь), когда бы она пыталась предпринимать что-то публичное в области символики, чтобы резко шло поперек национального спроса.

Единственное исключение - когда власть решила своей волей ввести праздник культурно-просветительского характера. Я имею в виду реанимацию праздника 4 Ноября. Там, конечно, были свои причины - нужно было куда-то деть 7-е. И в итоге все получилось удачно. На самом деле это все правильно. Но тут нужно говорить о том, что до определенного времени общественного, массового спроса на этот праздник не было. Спрос на что-то подобное по идеологии, безусловно, есть. Но людям нужно объяснить, они должны привыкнуть, прирасти к этому празднику. Я надеюсь, что это получится, это было бы здорово. Пока, во всяком случае, этого нет.

Во всем остальном я абсолютно уверен: если военный парад 9 мая станет больше похож на советский - с точки зрения масштабов, с точки зрения присутствия военной техники, - это будет принято значительной частью населения, думаю, даже большинством, восторженно. Во всяком случае, большинством населения это будет воспринято нормально, позитивно. Потому что на это есть общественный спрос.

На нашей исторической памяти много славных побед. Мы можем вспомнить Суворова и Ушакова, но в реальной живой генетической исторической памяти живет, конечно, эта победа. Это самая колоссальная победа в истории России. Если власть ставит перед собой задачу возрождения страны, реанимации ее будущего, то понятно, что 9 Мая - это и образ, и лекарство для этого. Собственно, во все послевоенное время победа была фундаментом национального самосознания.

РЖ: Внесистемная оппозиция пытается использовать государственные праздники для проведения своих акций, таким образом формируя свой протестный календарь. Каким образом не дать ей использовать всенародный праздник 9 Мая для раскола нации?

М.Л.: Нельзя использовать праздник 9 Мая для раскола нации. Это невозможно. Я этого себе не представляю. Для этого надо быть очень могучей оппозицией или нам надо быть совершенно очумевшей нацией, которую мы не представляли собой даже в начале 90-х годов.

Даже коммунисты, которые всегда пытались приватизировать этот праздник и у которых было на это гораздо больше оснований в начале 90-х, и то никого не смогли расколоть. А уж эти точно не смогут.

Организация восторженных национальных предателей привлекла на свою сторону много разного народа. Далеко не большинство, но много. Но к победе они не имеют никакого отношения. Они могли бы использовать этот праздник одним способом: объяснить всем, что никакой победы не было. Вот тогда это было бы сильно. Но поскольку это сделать невозможно, то даже в их воображении не возникает, по-моему, таких мыслей.

А просто устроить очередную бузу, спровоцировать потасовку, скандал, базар, вонь, испортить, измазать красивую картинку, они, конечно, могут постараться. Но это не тот случай. Пусть Новый год портят. Больше возможностей.

РЖ: 9 Мая - это праздник, символически чрезвычайно насыщенный. Гармонично ли сочетание советской и постсоветской знаковой составляющей праздника? В чем вы видите смысл полемики вокруг Знамени Победы?

М.Л.: А я не знаю, какова постсоветская знаковая составляющая праздника. Ее практически и нет. Я считаю, что символика 9 Мая вообще крайне гармонична. Единственное, надо привыкнуть к ее естественности, а для этого тоже нужно время.

Я не самый большой поклонник мировой коммунистической символики. Но факт остается фактом - знамя было такое. И это, кстати, хороший способ, один из лучших, примирить нас и с символикой, и с историей. Это очень хороший способ, если акцент переносится на это. Ну, примерял товарищ Сталин то же самое знамя с золотыми погонами. Хотя у него было гораздо меньше на то оснований, может быть. Во всяком случае, в официальной идеологии у него таких оснований не было. У него воля была и достаточно большой административный ресурс. А логических оснований не было. Но примерял. Точно так же примерял он героев русской земли: и первой Отечественной войны, и Александра Невского, и Кутузова, и Суворова и т.д.

История любой великой страны вообще состоит из очень сложных, трагических поворотов. Россия может дать пример того, как примирить и синтезировать эту историю. Поскольку она на настоящий момент самая рваная, мы ее лучше всех и можем сшить. Мы не можем бросаться ее кусками.

Есть такая страна - Франция. Вся ее официальная идеология строится практически на аннулировании дореволюционной истории. Вся эта республиканская фанаберия, которая является в принципе основой современного Французского государства, отрицает всю историю Франции, когда она действительно была реальной великой державой. Франция никогда не была великой державой после революции. Революция - это истерическая реакция нации на потерю статуса великой державы. Все остальное - это постистория.

Дай Боже, чтобы у нас этого не было.

Беседовала Любовь Ульянова

       
Print version Распечатать