Вражеское обстояние и единство

Я с интересом ждал, как в первый раз будет праздноваться День народного единства. И очень рад, что этот дурацкий праздник не был отмечен почти никак. Вернее, провело его большинство из нас просто как обычный выходной день, не беря в голову всякие идеологические и политические особенности празднуемого, тем более что день выдался на удивление солнечный и теплый.

Ну да, дурацкий праздник, это уже обсуждалось достаточно много... Дурость? Так она разлита повсеместно. Например, включаю сегодня телевизор на канале "Россия". Там - передача "Клуб сенаторов", что-то про труды и дни членов Совета Федерации. В качестве музыкальной заставки - песня группы Dire Straits "Money for Nothing". Можно, конечно, предположить, что создатели этой передачи, выбрав для нее песню с названием "Деньги задаром", таким образом показали кукиш в кармане. Но, скорее всего, они просто не знают английского, а музычка - хорошая, бодрая, вполне вроде подходящая для оптимистических рассуждений про российскую политику.

Но вернусь ко Дню народного единства. Правда, начну с конца этого праздника. Иду домой около четырех дня и вижу ребят в зеленых форменных куртках с надписью САО на спине и со стремянкой. Они, переговариваясь по-чувашски, снимают со стен праздничные флаги. Возможно, в других АО Москвы флаги убирали позднее, не знаю. У меня в Северном административном округе День народного единства, иначе называющийся Днем добрых дел, закончился засветло.

И что же мы все-таки праздновали? Про причины назначения этого нового национального праздника именно на 4 ноября, про его историческую фальсифицированность и попросту опасный идиотизм этого мероприятия рассуждали очень много, повторять не буду. Но почему-то не очень было обращено внимание на семантико-политическую окраску словосочетания "народное единство".

Хорошо, праздновать можно, что ни заблагорассудится, в любой день и по любому календарю. Да и народ у нас неглупый - тут же окрестил новоназначенный праздник "Днем взятия Кремля" (по аналогии с главным национальным французским праздником Днем взятия Бастилии, что ли?) и "Днем победы Минина над Пожарским".

А уж что говорят дети, устами которых вроде бы глаголет истина, на эту тему, - однако... Накануне праздника еду в метро, рядом мальчишка лет восьми говорит маме: "У нас завтра день победы над полякскомонгольскими фашистами, да, мам?" Что мама сообщила ребенку, не знаю. Мне надо было выходить. Но "полякскомонгольские фашисты" - это многого будет стоить нашей стране, если это дитя, подросши, так и будет считать, что Россия вечно не может заняться ничем другим, кроме как находиться во вражеском обстоянии.
И все-таки назойливый вопрос: что значит "День народного единства" в современной России? На английский это переводится как Day of National Unity, на французский - Jour de l'unite nationale, похоже будет и по-итальянски, и по-испански. Немецкого я не знаю, но не думаю, что в Германии отношение к национальному единству сильно отличается от того, что происходит у соседей.
А что значит nation для жителей Европы, США и Канады? Как они (имею в виду, естественно, не тех, кто склонны жечь машины) понимают выражения I'm British, I'm Canadian, je suis canadien, je suis francais, sono italiano, Ich bin Deutch, I'm American? Для них это не что иное, как гражданство той или иной страны и добровольное принятие определенных культурных и исторических особенностей этой страны. А далее можно говорить: француз арабского происхождения, американец корейского происхождения, немец русского происхождения и так далее. Со всеми вытекающими последствиями.

Последствия могут быть разными. Например, такими, как сейчас во Франции. Выдающийся французский историк и политолог Ив Лакост, основатель журнала Herodote, еще в конце 80-х написал: "Судьба Франции в ближайшие десятилетия во многом будет определяться тем, за кого выйдут замуж юные арабки. Если за французов - очень хорошо. Если за друзей своих братьев - очень плохо". Этим юным арабкам сейчас под сорок, большинство из них вышло замуж за друзей своих братьев, ходят они в исламских платках, выросли у них ожесточенные и дезориентированные дети, и что с ними делать, никто не понимает.

Во Франции сейчас крайне невесело, и что будет дальше - не ясно. Тем не менее я не могу представить, чтобы во Франции кто-то мог поместить объявление: "Сдается квартира. Только этническим французам".

У нас такое - запросто. Посмотрите на объявления, которыми облеплены стены и фонарные столбы. "Сдаю квартиру. Только русским". "Снимем квартиру, россияне, русские". Пуще того: "Сдам квартиру лицам славянской национальности". Или: "Снимем квартиру на ваших условиях. Русская пара, бездетные, православные".

Ну и что у нас за народное единство получается, на основе чего? На основе паспорта, цвета волос и глаз, вероисповедания, того, что все граждане страны в той или иной мере владеют русским языком? Какое единство и с кем должно испытывать "лицо кавказской национальности" (будучи кем угодно - православным осетином либо мусульманином из Дагестана)?

Особенно если в этот самый День народного единства по центру Москвы от памятника Грибоедову до памятника Св. Кириллу и Мефодию (занимательный, кстати, маршрут) топает с позволения властей трехтысячная толпа с хоругвями, барабанами, выкрикивающая несомненно ксенофобские и фашистские лозунги, ничего кроме национальной розни вызвать не могущие. Показательно, что коротенький репортаж об этой мерзости по телевизору был показан всего один раз днем, а потом все главные каналы этот сюжет в эфир не выпускали. Что это? Разрешившие фашистскую демонстрацию поняли свою глупость и усовестились, или устроенное было закидыванием крючка - мол, посмотрим на реакцию?

А реакции-то и не было, в общем. Что ужасно.

Так что, может, правильно флаги у меня в САО поснимали пораньше, до наступления потемок?

Хотя кое-что вполне забавное в честь этого праздника совершено было. Например, в Нижнем поставили памятник гражданину Минину и князю Пожарскому авторства скульптора Мартоса, изготовленный скульптором Церетели. Про Церетели существует мнение, что это наш главный поп-артист, российский Энди Уорхол. Ранее оно вызывало сомнения - по той причине, что у Зураба Константиновича слишком большие индивидуальные стилевые амбиции, недопустимые для настоящего поп-артиста. Сейчас он убедительно доказал-таки, что поп-артистом является. Потому что почти стопроцентное воспроизведение им скульптуры, стоящей на Красной площади, это, по сути, то же самое, что воспроизведение Уорхолом банок супа "Campbell's". Дизайн "Campbell's" замечателен, творение Мартоса - также очень хорошо со скульптурной точки зрения. И на самом деле, недурно бы было, если бы Церетели, вместо того чтобы самому ваять невесть что, наделал как можно больше Мининых и Пожарских и поставил их в максимальном количестве точек на просторах нашей страны. От Чукотки до Калининграда и от Тикси до Сочи.

Такая унификация скульптурного оформления ландшафта могла бы и вправду способствовать росту народного единства.

Увидено было мной и еще кое-что интересное. Выхожу днем из дома, иду на рынок за овощами. По Дмитровскому шоссе катит белый лимузин совсем немыслимой длины, почти как два автобуса. За ним джип сопровождения, лоснящийся черный "Хаммер", весь увешанный добавочными фарами. Свадьба? Но ни на лимузине, ни на "Хаммере" нет букетов цветов и переплетенных колец. И работают ли ЗАГСы в дни государственных праздников? Зато запасное колесо на корме "Хаммера" перетянуто бело-сине-красной лентой. Может это кто-нибудь вроде Филиппа Киркорова или других наших народных звезд демонстрирует единство с россиянами?

На рынке - все как обычно. Милиционеры шугают бабушек, торгующих у выхода из метро солеными огурцами, квашеной капустой и тапинамбурами. Странная вещь - тапинамбур, не соленый огурец. Я его почему-то ни разу не пробовал и не видел, чтобы кто-то эти корнеплоды покупал. Но если ими торгуют, значит, кому-то из россиян они нужны не менее соленых огурцов. И эта плюралистическая непонятность тоже есть путь к единству.

Рынок - это место, где естественным образом создается пресловутое народное единство, потому что там, смешиваясь, представители разных народов и разных классов занимаются понятным делом, не требующим вмешательства идеологов и политтехнологов. Они всякий по-своему продают и покупают. Именно на рынке выстраиваются замысловатые, но устойчивые конфигурации экономических, политических и просто человеческих отношений.

Конечно, кто-то считает, что его обсчитали. Кто-то готов свирепствовать по поводу того, что "понаехали здесь всякие", и рассуждать о бандитских арменоджанцах и тупых молдаванах, а также на прочие подобные темы. Кто-то считает каждую копейку, кто-то деньги тратит не глядя.

Но именно на рынке лингвист услышит языки и говоры, ради изучения которых пришлось бы ехать далеко. Здесь - россияне всех видов. С младенчества говорящие на нормативном русском языке и те, кто привык к суржику. Российские корейцы, карелы, татары, представители десятков народов Кавказа, башкиры с медом и вепсы с клюквой.

Но не только. В рыночном единстве участвуют представители бывшего СССР и приезжие из "дальнего Зарубежья" - китайцы, вьетнамцы, вдруг можно услышать итальянскую, французскую, арабскую, а то и немецкую речь. Потому что даже лощеный немецкий юберзетцер, если не совсем дурак, понимает, что пряности надо покупать у таджиков, а не в "Стокмане", а зелень - у армян и азербайджанцев, но не в "Фошоне". Вкуснее и дешевле станет.

Правда, нет на рынке представителей арктических народов и маловато калмыков. Когда на рынке появятся вяленая оленина и юкола, а вместо протестантской новозеландской мороженой баранины будет буддийская парная ягнятина, - народное рыночное единство окажется еще ближе.

Но и сейчас хорошо, намного лучше, чем с ребятами, орущими "Русские, встаньте с колен!!!", под барабанную дробь марширующими по московским бульварам.

Например. У входа на рынок, совершенно не смущаясь прохожих, лежит дворняга и самозабвенно грызет здоровенную мозговую кость. На шее у собаки - завязанная кокетливым бантом триколорная лента, такая же, как на "Хаммере". Люди идут мимо, улыбаются, и никто ей по ребрам башмаком не бьет.

Глумление над символами российской государственности? Совсем нет. Потому что эта псина - такой же житель нашей страны, как все мы. Про ее народность, а тем более гражданство, естественно, рассуждать еще труднее, чем насчет того, как избегнуть розни между чеченским боевиком и русским контрактником. Хотя бы потому, что боевик и контрактник способны хоть что-то сообщить по поводу народности и единства, а собака с трехцветным украшением - бессловесна.

Но, убежден, она имеет на это самое народное единство не меньше права, чем президент РФ, патриарх, вы и я.

А посмотрев на чувашей, снимавших флаги, подойдя ближе к дому, я увидел, как милиционеры разбирались с совершенно пьяным мужчиной, говорившим с молдавским акцентом. Они от него требовали регистрацию, а он им объяснял, что "праздную Минин-Пожарский!" И они ему не стали бить башмаками по ребрам, забирать деньги или тащить в участок.

Они его отпустили. И это хорошо. Это было проявлением народного единства и добрым делом.

       
Print version Распечатать