Возвращение к протекционизму невозможно

РЖ: Уважаемый господин Кастельс, насколько радикально, с вашей точки зрения, изменится глобальная повестка дня при новом президенте США?

М.К.: Я не могу сказать, поскольку никогда не делаю предсказаний. Сегодня фактически никто не знает этого наверняка, включая самого президента Барака Обаму. Он очень прагматичный, здравомыслящий, интеллигентный человек, который двигается к поставленной цели очень осторожно, шаг за шагом. Но если он принял какое-то решение, то очень решительно действует для того, чтобы его реализовать.

Я думаю, что мы должны серьезно воспринимать все, что он говорил во время своей избирательной кампании. Он не относится к тому сорту политиков, которые быстро забывают все сказанные ими слова. На этом основании мы можем ожидать, что в центре выдвинутой им глобальной повестки окажутся попытки решить ключевые проблемы, стоящие перед современным миром, на основе международного сотрудничества. Президент Обама понимает потребность в коренной "починке" Соединенных Штатов – страны с разрушенной экономикой и серьезными социальными проблемами в сфере здравоохранения и образования. Таким образом, он, скорее всего, прекратит бессмысленные военные операции и использует высвободившиеся ресурсы для восстановления страны.

Он закончит войну в Ираке, что даст возможность ежемесячно экономить более десяти миллиардов долларов. Он направит дополнительные воинские контингенты в Афганистан для оказания давления на Талибан, чтобы достичь урегулирования ситуации в этой стране. Он выследит, найдет и уничтожит бен Ладена. Это мое единственное предсказание: администрация Барака Обамы уничтожит Усаму бен Ладена.

Президент Обама уже публично заявил о своем намерении начать переговоры с Ираном по вопросу остановки ядерной программы Ирана. Кроме того, он готов урегулировать спорные вопросы с Кубой и Венесуэлой. В этот список я бы добавил и Россию. Обама будет искать пути урегулирования геополитических проблем, а также попытается сконцентрироваться на международном сотрудничестве с целью стабилизации мировой экономики (с помощью использования дополнительных механизмов ее регулирования), на контроле над изменением климата, прекращении геноцида и голода в Африке. В целом во внешней политике США произойдет сдвиг от конфронтации к сотрудничеству. Мы являемся свидетелями разительных перемен во взаимоотношениях между США и остальным миром, перехода от стратегии доминирования к стратегии морального лидерства.

РЖ: Какие вопросы приобретут наибольшую актуальность?

М.К.: Я их просто перечислю. Стабилизация мировой экономики; борьба с изменением климата; разработка альтернативных источников энергии и переход на их использование; внедрение стандартов соблюдения прав человека, предотвращение случаев геноцида и голода. Что касается специфических проблем США, то я бы выделил вопросы здравоохранения и создания новых рабочих мест.

РЖ: Произойдет ли радикальный отход от бушевского консерватизма в вопросах экологии, экономической политики?

М.К.: Конечно, в этом нет никакого сомнения. Не только потому, что Обама как новый президент будет проводить собственную политику, но и потому, что политика Буша дискредитировала себя и была отвергнута американским народом. Со всей очевидностью можно сказать, что настал конец эры неоконсерватизма.

РЖ: Возможно ли в рамках нынешней экономической модели, принятой в США, возвращение к какой-либо форме протекционизма?

М.К.: Возвращение к протекционизму невозможно, но вполне вероятно возвращение к регулируемой торговле, а это значит, что многим государствам мира придется адаптировать принятые ими правила торговли к определенным условиям. Например, если они хотят торговать с Соединенными Штатами, им придется соблюдать нормы трудового законодательства и законодательства в области окружающей среды.

РЖ: Возможно ли в скором времени признание Соединенными Штатами юрисдикции Международного суда?

М.К.: Я не могу с уверенностью ответить на этот вопрос. Я знаю, что президент Обама как знаток конституционного права хотел бы этого, но он очень прагматичен. Он строит союзы шаг за шагом. Ему предстоит исправлять главные недостатки в американской экономике и политической системе, поэтому он едва ли будет ввязываться в идеологические баталии, которые могут усложнить и без того весьма трудный процесс выработки политических решений. Например, если США признают юрисдикцию Международного суда, то весьма вероятно, что под суд будет отдан бывший президент Буш и многие его сторонники. А это поднимет в Соединенных Штатах настоящую политическую бурю. Поэтому, я думаю, подобный шаг Обама сделать может, но биться насмерть за признание Соединенными Штатами юрисдикции Международного суда он не будет.

РЖ: Какой, с вашей точки зрения, будет судьба международных институтов типа Большой восьмерки, ООН, МВФ и Всемирного банка в новых политических условиях?

М.К.: Мы сдвигаемся в сторону многосторонности, поэтому роль всех международных институтов усилится. Но они должны быть адекватны стоящим перед ними задачам. ООН нуждается в реформировании. Обама не раз обращался к теме ООН, но в своем нынешнем состоянии эта международная организация часто оказывается парализована узкими интересами национальных правительств. Международный валютный фонд, вероятно, также будет реформирован, после чего его роль возрастет, он приобретет большую независимость от США, как того и требует Европейский союз.

РЖ: Признает ли мир лидерство Америки при Обаме?

М.К.: Мир уже это сделал. Но это, конечно, будет зависеть от шагов самого Обамы. Помните, что он прежде всего наш президент, президент Соединенных Штатов, и, таким образом, будет прежде всего служить народу Америки. Однако, без сомнения, он попытается возвратить США нравственное лидерство.

РЖ: Пойдут ли США на "большой договор" с Ираном? Если да, то можно ли провести по значимости этого события параллель с союзом США – Китай, организованным в 1970-е годы Генри Киссинджером?

М.К.: Избрание Обамы дает возможность вывести отношения с Ираном на новый уровень, но, каковы они будут, в большой мере зависит от внутренней политики самого Ирана. Сторонникам жесткой линии внутри Ирана нужна конфронтация с США. К счастью, религиозные лидеры, особенно аятолла Хаменеи, заинтересованы в улучшении отношений с Западом, потому что хотят быть лидерами на Ближнем Востоке. Однако они не смогут достичь этой цели, занимая экстремистские позиции. В то же самое время я уверен, что сравнение "большого договора" с Ираном и налаживания отношений с Китаем – неудачно. Геополитическая цель Киссинджера заключалась в том, чтобы ослабить Советский Союз посредством достижения альянса с Китаем. Современный же Иран не является геополитическим игроком мирового уровня.

Беседовала Юлия Нетесова

       
Print version Распечатать