Возможна ли демократия в России?

Отрицание России во имя человечества
есть ограбление человечества. - Николай Бердяев

Неделикатные вопросы

В условиях российского полиэтнизма и
многоконфессиональности
замена коммунистической идеи на
демократическую
не есть ли замена утопии на химеру?

Возможна ли демократия в России? По европейским стандартам. Без административного управления народным волеизъявлением. Можно ли в принципе сделать политический "евроремонт" на площади 18 млн кв. км (треть Евразии)?

Нас убеждают, что да - можно. Даже ставят такую цель - построение демократической России. Приводят в пример США. Мол, и там полиэтнизм, и там десятки религий и сект. Увы, США точно не годятся нам в пример. Страна иммигрантов, с практически уничтоженным коренным населением, страна протестантов, страна частной собственности, рационализма и прагматизма, страна с культом цивилизации и отсутствием национальной культуры - такая страна никоим образом не поможет России найти ответы на вековые, корневые вопросы, касающиеся ее прошлого и будущего. Особенную стать России общим ярдом не измерить.

Европа? У нее свой путь. Там не без помощи демократии государства разбежались по национальным квартирам и только после этого пытаются построить общий дом. Сомнительный для России путь. Для того чтобы с помощью демократии развалить полиэтническое государство, много ума не нужно, а вот соберутся ли потом народы в союз - большой вопрос.

При помощи модели "Империя - Русь" попытаемся ответить на вопрос, возможна ли демократия в России.

Кому-то сама постановка вопроса о возможности построения демократии в России может показаться кощунственной. Разве демократия - это не конечный пункт прогресса человечества? Не конец истории? Разве западная демократия не обеспечивает высочайший уровень жизни золотому миллиарду? Ведь не сразу демократическая Москва строилась. Требуется переходной период, после которого Россия обязательно выйдет к светлому дембудущему. Поводят наши Моисеи российский народ сорок лет по пустыням, вытравят в нем рабство и выведут к обетованным берегам прав человека и демократических свобод. Другого не дано. Ничем Россия от США и других стран Запада не отличается - победа демократии неизбежна. Разве это не очевидно?

Не очевидно. Коммунисты семьдесят лет водили наши народы, все вели к светлому будущему. Не вывели. Демократы лет десять водили и выдохлись. Пауза истории? Или особый выверт российского устройства? Пример с Моисеем, так очаровавший в свое время нашу интеллигенцию, похоже, абсолютно ничего не доказывает. Ведь Моисей водил нацию, а не полиэтнический Вавилон. В условиях моноэтнизма демократия работает хорошо, а в полиэтнических странах сплошь и рядом возникают проблемы.

С помощью модели "Империя - Русь" попытаемся ответить на поставленные вопросы. Данная модель не простая дихотомия. Рассечем Россию и ее историю по временной оси и оси этнической, ментальной. Столкнем форму власти с ее этническим содержанием и менталитетом властвующих этносов.

Приведем ключевые характеристики Империи и Руси.

Империя - модернизация, реформы, космополитизм, баланс между этносами, авторитарность, динамизм.

Русь - охранительство, консерватизм, патриотизм, национальное самосознание, русский национализм.

Иван Васильевич меняет ход истории

После этого, следовательно, по причине этого.
Латинское изречение

1552 год. Бравые молодцы царя Ивана Грозного штурмом берут Казань. Освобождены томящиеся в рабстве десятки тысяч людей. Русь торжествует. Свершилось возмездие за многовековое иго. Поставлена точка в долгих спорах с Ордой. На самом же деле это точка бифуркации, момент перерождения, ключевое событие русской истории. После взятия Казани Русь окончательно расстается с образом патриархального европейского королевства и вступает на путь империи, выбирает судьбу полиэтнического многоконфессионального государства с авторитарной властью. Русь Ивана Грозного, протянувшаяся от Новгорода до устья Волги, есть протоимперия. Недаром в стены Астраханского кремля пошли кирпичи из ставки Батыя.

Сделаем смелое допущение. Опричнина случилась вскоре после взятия Казани, присоединения Астрахани и существенного добавления нерусского населения. Так, может быть, опричнина - это вовсе не сумасшествие Ивана Грозного, а поиск такой политической организации, с равенством всех перед беззаконием, которая позволила бы надежно управлять нарождающимся Третьим Римом? Протоимперия здесь ищет новые, полицейские способы управления этносами и элитами.

Петр Первый и русский национализм

Петр Первый. Явление империи. Именно при Петре так явно проявляется противоречие в паре "Империя - Русь". Форма власти начинает подминать и корежить национальное содержание.

Петр не только строил заводы, брил бороды, сшибал колокола и отливал из них пушки, одновременно он создавал формы самодержавной имперской власти. Именно в его правление так явно обнажилось противоречие между имперской модернизацией и русским национальным самосознанием. История расписывала роли: Империя - модернизация, динамизм; Русь - охранительство, консерватизм. Все это еще повторится и в начале, и в конце ХХ века, а пока роль белогвардейцев играют стрельцы, Русь отступает. Рассвет империи - это всегда антирусские реформы, ибо хорошие имперцы - плохие националисты.

Закат Российской империи

Чутьем гениального поэта Блок понимал:
шлепнут Русь-матушку ее сыновья. Они
не простят матери ее кондовости и
толстозадости.
Из школьного сочинения

Империя начинается как движение антирусское, модернизационное, а умирает тогда, когда в ней побеждает Русь. Распутин - это и есть сама Русь, грубо и зримо явившаяся в Зимний дворец. Александр III и Николай II - время "обрусения" империи, подготовка к ее краху. Как известно, династия Романовых никогда не считала себя русской династией, и только Александр III себя позиционирует как русского царя. С ним Русь начинает побеждать Империю, а значит, готовить ее гибель.

При Николае II Русь побеждает окончательно, и тогда, как в шекспировской пьесе, на сцену выходят два могильщика - демократия и национализм.

Могильщики империй

Национальное сознание и национализм -
явление девятнадцатого века.
Николай Бердяев

Демократы правят плохо, зато недолго.
Анатоль Франс

Национализм - идея ХIХ века.

Начало ХХ века - это время краха империй. Набирает силу демократия, и именно она рушит в феврале 17-го Российскую империю, впрочем, для того чтобы и самой сгинуть под ее обломками. У демократии хватает сил только на ликвидацию "обрусевшей" империи, но удержать власть в полиэтническом субконтиненте демократия не может - слаба, националистические идеологии гораздо сильнее, поэтому окраинные и региональные национализмы с легкостью разрывают империю на куски. Так погибли Австро-Венгерская, Османская империи. Время империй, в которых доминируют националисты титульной нации, прошло. Казалось, Россия навсегда исчезнет с мировой карты, но тут история вытащила из рукава козырный бубновый туз.

Красная империя

Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Александр Блок

Не ошибся ли гений Блока? Не примерещился ли ему Христос впереди отряда красногвардейцев? Может быть, права Зинаида Гиппиус и на самом деле впереди шел Антихрист? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нам надо понять, в чем смысл ХХ века. Попробуем.

Демократия и национализм - две вещи несовместные?

Национализм не бывает первой свежести.

В XX веке национализм стал крепко мешать мировому хозяйству, глобалистским тенденциям в экономике. Начался XX век с большой иллюзии: интеллектуалы мечтали о Соединенных Штатах Европы, о братстве народов, к которому якобы на всех парах плывет пароход современности, а на самом деле в историческом тумане этот пароход уже поджидали айсберги национализма, на которые "Титаник" европейской цивилизации и налетел на полном ходу.

Две мировые войны и почти весь XX век понадобились Европе, чтобы изжить свои национализмы, ведь именно в изживании национализмов и заключена суть мировых войн. Не мелом, а своей кровью нации писали на доске истории очевидные истины: нельзя ненавидеть соседей, права всех наций одинаковы, за пропаганду национальной исключительности и особых прав своей нации приходится платить сепаратизмом и перманентными конфликтами.

Расширение демократических свобод накладывало свои ограничения на национализм. В условиях свободы пещерный национализм стал просто опасен, ибо практически невозможно решить проблему сепаратизма мирными средствами. Это в Средневековье король мог послать войско, пушками снести замок барона-сепаратиста и таким образом успокоить любую провинцию. А что делать с сепаратизмом, когда работает трибунал в Гааге? Выход один - окультуривать, подавлять титульный национализм. Евросоюз изживает национализм в форме объединения национальных государств.

Крах социалистических режимов Восточной Европы с новой силой высветил противоречие между демократией и национализмом. Полиэтнические государства в условиях свободы оказались абсолютно нежизнеспособны, и развалил эти карточные домики именно национализм. Чехословакия - развод, Югославия - кровавый развал, Молдавия - раскол, Грузия - потеря двух регионов. Титульные нации новых стран с удовольствием нацепили платье национализма (так слуги торопятся нарядиться в одежду уехавших хозяев), не заметив, что платье это давно уже вышло из исторической моды и что в веке XXI нелепо выглядит камзол.

Смысл ХХ века - в борьбе с национализмом, и процесс его обуздания и приручения до сих пор не окончен. В условиях демократии национализм опасен и зачастую самоубийствен для полиэтнических государств. Он их разрушает, подстегивает сепаратизм, крепко мешает общемировому хозяйству. Апофеоз борьбы с национализмом - это Вторая мировая война, война с немецким, итальянским и японским национализмом. Фашизм окончательно дискредитирует идею исключительности отдельной нации, ибо идея эта обрекает даже моноэтническую страну, если не на внутренние распри, то на перманентные конфликты с соседями обязательно.

В США национализм подавляется идеологией политкорректности, у Европы - свой путь борьбы с национализмом: она дробит полиэтнические государства на моноэтнические части, а затем те изживают свои национализмы в общем европейском котле. Таким образом национализм преодолевается через демократию, права человека, культуру и идею европеизма, который нащупывает берега своего континентализма через антиамериканизм, антиисламизм и русофобию. Проблема демократии в полиэтнической стране - это всегда проблема подавления национализмов и сепаратизма, а европеизм есть дополнительный обруч на бочке государства.

Вывод: Блок прав. Христос командовал красногвардейцами, и никто иной. Ведь в Красной армии не было "ни иудея, ни эллина", а вот по другую сторону фронта националистические настроения имели место быть. Князь Львов, известный политический деятель начала XX века, утверждал: тот, кто не понимает, что Гражданская война была войной коммунизма против русского национализма, тот вообще ничего не понимает в тех событиях.

Гражданская война - казнь русского национализма. Ни один народ в мире так жестоко не расправлялся с собственным национализмом. Впрочем, пострадали и многие другие апологеты национальной исключительности. Да, со временем советский социализм выродился во вполне русский проект, что его, кстати, и погубило (члены ГКЧП почти все русские), но очередной глобалистский проект реформаторов вернул Россию на антирусский, спасительный в условиях цикличного угасания империи, путь.

В том-то и состоит хитрый выверт России, сплошь и рядом не понимаемый западным умом, что для сохранения империи Москве надо держать в своей политике сильную антирусскую составляющую, ведь империя выживает только в том случае, если находит управу на свои национализмы.

Красная империя родилась и умерла в знакомом цикле "Империя - Русь". Начало антирусское, модернизационное, динамичное. На этом этапе коммунизм - явление абсолютно антирусское. Понемногу Русь берет реванш, проникает во все властные органы коммунизма, фильтруется во все его поры. Он теряет динамику, входит в застой. И снова на сцене истории два могильщика - демократия и национализм. Демократы (это их роль) свергают "обрусевшую" власть, а националисты, пользуясь свободой, тут же растаскивают империю на республики.

Россия - это феникс-матрешка

В России никогда и ничего не меняется.

И Российская империя и СССР появились, жили и умерли в едином цикле "Империя - Русь".

Начало. Антирусская модернизация. Петр Первый - Ленин.

Второй этап - затухание реформ, отказ от функции, а ведь постоянная модернизация - это и есть главная задача империи. Понемногу Русь начинает брать реванш, побеждают охранительные мотивы. Империя втягивается в застой. Александр Третий - Брежнев. Романовы, как известно, не русские цари, что помогало им поддерживать в политике модернизационную составляющую, и только русский выбор Александра Третьего подготавливает скорое отрицание империи. Во времена Брежнева, когда Русь не имела исторической перспективы победить идеологически, она победила на уровне менталитета.

Крушение. Николай Второй, Горбачев. Империя теряет хватку, Русь окончательно побеждает, что дает возможность демократам - Керенский, Ельцин - уничтожить империю. Но правительство наших демократов всегда временное, демократы удержать власть не могут - националисты и коммунисты сильнее. Поэтому империя возрождается в очередном антирусском модернизационном варианте. И все начинается сначала.

У политических сил в этом цикле имеются жестко расписанные роли.

Демократы. Уничтожают отживший, "обрусевший" вариант империи и помогают проводить антирусскую модернизацию. Демократы свергают власть, русские националисты застоем подготавливает крах империи, региональные национализмы разрывают ее на части.

Имперцы, назовем их так, живут за счет подавления и эксплуатации русского национализма, используя его в борьбе с окраинными национализмами. Имперцы балансируют на плечах демократов и националистов. На данном, сегодняшнем, этапе мировой истории Россия может существовать только как квазидемократическое государство с квазипатриотической властью. Пока власть поддерживает баланс между демократами и националистами, России ничего не угрожает.

С набором существующих идеологий и мировоззрений России не вырваться из цикла "Империя - Русь". Нет инструментария. Русь потихоньку приберет власть в свои руки, а с ее окончательной победой демократы получат международный карт-бланш на уничтожение России, с последующим неизбежным возрождением в более узких границах. В первом цикле империя потеряла Польшу и Финляндию, во втором цикле - союзные республики, и можно только гадать, какие окраины она потеряет в конце третьего цикла.

Итоги

Русские националисты не демократы,
а российские демократы не патриоты.

В нынешних этнических границах демократия в России невозможна. Демократия - это оружие уничтожения полиэтнических государств, и именно в этом назначение демократов в цикле "Империя - Русь". Сейчас речь не идет о положительной роли демократии. Разумеется, она есть: кто-то должен бороться за права человека, смирять авторитаризм власти, придавать ей человеческое лицо, и вообще, без демократических механизмов весьма затруднительно проводить бескровную смену элит.

Империю надо заслужить. Пример перестройки показал, что большого ума не надо для того, чтобы непропорциональными свободами отдать страну на растерзание националистов и сепаратистов. А вот выстроить в государстве тонкий баланс между демократами и националистами, усмирить национализмы, не потеряв при этом демократическое лицо - тут требуется искусство Империи.

Империя-Русь есть архетип российской истории.

       
Print version Распечатать