Война рядом

Отечественный кинематограф давно не баловал нас нормальными патриотическими фильмами для подрастающего поколения. Не считать же такими, извините, клиповый "Ночной дозор" или бюджетно-лубочный "1612". К прочему не следует забывать, что под "кино для подростков" мы подразумеваем фильмы, приемлемые для коллективного просмотра, а значит, они не должны содержать обсценной лексики и эротики различной степени тяжести. Что достаточно затруднительно - ведь при довольно низком уровне отечественного фильмотворчества зрителей затаскивать в кинотеатры приходится именно веселым матерком и большими сиськами. Дешевле спецэффектов как-никак.

"Мы из будущего" - попытка возродить жанр "фильм для школьников". Сюжет с легким налетом мистики, минимумом фантастики (ну нельзя же всерьез записывать в фантастику переход туда-обратно из современности в 1942 год!), настоящей любовью и легким намеком на эротику (остающуюся, впрочем, за кадром). Ну и разумеется, война. Она здесь не фон для событий, а, пожалуй, самый главный герой.

Если в самом начале просмотра было желание изобразить из себя Станиславского: ну не верю я в братство, даже деловое, бывшего студента-историка, очкастого геймера, помеси рэпера с раста и скинхеда (политкорректности ради стоило добавить еще и гея, но создатели картины, видимо, вовремя остановились). А вот когда эти парни, вместо того чтобы играть в героизм, во время налета-боя-атаки зажмуриваются от ужаса и пытаются вжаться в самое дно окопа, когда видишь обезумевшие глаза зверьков, выброшенных в реальный мир, когда слышишь полузадушенное испуганное "Ура!" - начинаешь верить. Верить в то, что победили - именно такие, именно они и выдержали, через себя, через испуг, через страх. Собственно, поэтому прекрасно понимаешь их желание как можно скорее удрать из 42-го, вернуться домой - потому что это не игра, save/load не сделаешь.

Именно из-за настроя, из-за месседжа фильму прощаются фактические огрехи и традиционная для отечественного кинематографа последних лет экономия на консультантах - главное, что есть не шаблонный, а настоящий патриотический настрой. Гордость за победившую страну.

Осознанно или нет, но концовка фильма выстроена практически по артуровской легенде - воины с павшим товарищем уходят в озеро, покрытое туманом. Но тот Авалон, в который они возвращаются, не земля обетованная. Скины, пьющие пиво на Невском в последних кадрах фильма, становятся знаком того, что война не кончилась.

       
Print version Распечатать