Версий нет!

От редакции.В конце прошлой недели разрешилась ситуация, связанная с внезапным увольнением ректора ГИТИСа Марины Хмельницкой и назначением на ее место Юрия Шерлинга. До октября, когда пройдут выборы, исполнять обязанности ректора будет проеректор РАТИ Карина Мелик-Пашаева. О возможных причинах случившегося, а еще о том, чем назначение нового ректора могло грозить крупнейшему театральному вузу страны, обозревателю Наталье Ивановой-Гладильщиковой рассказывает художественный руководитель Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, зав. кафедрой РАТИ, Сергей ЖЕНОВАЧ.

* * *

Русский журнал:Есть ли у вас версия того, что произошло? Почему сняли ректора РАТИ и зачем пытались назначить на ее место Юрия Шерлинга?

Сергей Женовач: Я думаю, что такой версии нет ни у кого. Потому что у всех ощущение какой-то фантасмогории; необъяснимого; вне логики. Вроде, все – вменяемые люди, и каждый знает, кто есть кто. Версий нет!

Это произошло так внезапно, так быстро. Главное, что ты живешь в этом доме, любишь его, преодолеваешь возникающие проблемы. И вот сейчас, когда выпускаются одни ребята, набираются новые, вдруг происходит парализация всего процесса. Я не думаю, что это – вредительство или осознанная провокация. Не могу объяснить… Это, наверное, наша глупость, разгильдяйство. Этот вопрос нужно задавать Министерству культуры.

РЖ:Кто мог бы стать новым ректором?

С.Ж.: Это очень сложный вопрос, потому что люди, работающие в Академии, -личности творческие и востребованные. Оставить свои театры, свою основную деятельность (педагогика это тоже основная деятельность, но они переплетаются, они едины) едва ли возможно.. Вопрос это – сложный: должен ли это быть человек, обладающий только творческой харизмой, или человек экономического склада мышления… Именно этот вопрос и требует времени, основательности, продуманности, разговоров… Марине Юльевне нужно было доработать всего до декабря. За это время можно было все спокойно продумать.

РЖ:А при Марине Юльевне вас в ГИТИСе все устраивало?

С.Ж.: Любого творческого человека все нигде не устраивает. Но сейчас идут замечательные выпуски на актерском, режиссерском факультете, возникают интересные спектакли, интересные идеи, затеи, конференции. Это плотная, творческая жизнь. И сказать о том, что сегодня ГИТИС не работает, нет спектаклей, проваливаются курсы, педагоги спиваются, - этого нет сейчас. Более того, я скажу, что сейчас театральная эстетика определяется третьим этажом режиссерского факультета; какие-то прекрасные идеи возникают на сценографическом факультете, есть замечательные ребята на актерском факультете. На театроведческом воспитываются очень любопытные молодые критики. На музыкальном факультете интересную историю затеял Дима Бертман…

Просто надо понять: ГИТИС – это отдельная семья, отдельный дом со своим уставом. Такой своеобразный часовой механизм, где любой винтик или болтик годами, десятилетиями притирается.

РЖ:А что бы было, если бы пришел Шерлинг?

С.Ж.: Этого в любом случае не могло быть. Слава Богу, что все решилось за два дня. Могло быть и дольше. Педагогика и руководство таким организмом – это отдельная история. Я уж не говорю о том, что нужно понять, что такое ЕГЭ, как проходят вступительные экзамены, что такое выпускные, сессия, - это очень все сложно.

РЖ:Вы довольны тем, как все это завершилось?

С.Ж.: Как можно быть довольным, когда приказом уволен ректор… Это все равно – ЧП. Человек мог спокойно довести цикл своего договора, контракта до декабря. Спокойно выпустить людей, сделать новый набор.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

       
Print version Распечатать