Велика "Большая Москва", да отступать некуда

Если б знали вы, как нам дороги Подмосковные вечера – они стоят 12 трл рублей

Пространственная история "Большой Москвы" умышленно безыскусна, геометрически отвратительна, управленчески проблематична. Она описана в тайных книгах, не поддающихся прочтению; сами авторы не могут разобраться в письменах. В избирательный цикл о расширении столицы стыдливо помалкивали все. Обещан был райский сад - вместо него жалкая хроника провалов. Путин слова не сказал - молчит, весь загадочный, как Будда. Может, проект бесовским измышлением считает.

Шепнули: вроде бы 9 апреля мэр Собянин про "Большую Москву" докладывать идет. К Медведеву. Интересно, что будут обсуждать не под телекамеры.

1. Неведения блаженная невинность

Бывают случаи, описанные в литературе: телегу запрягают впереди лошади. 17 июня 2011 года президент Медведев на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге неожиданно предложил расширить границы Москвы. Неведенья блаженная невинность пала. Взглянув на главного, и покаянного моления от младшего не дождавшись, заинтересованная властная общественность, выждав положенное время - дабы убедиться в серьезности президентских намерений, - дружно принялась генерить. Публичного предварительного экспертного обсуждения идеи с участием международных экспертов даже не планировалось, ибо власть сакральна и лучше знает. Уже 11 июля 2011 года были представлены предложения правительства Москвы и правительства Московской области по реализации верховного хотения. Оказалось, расширились недостаточно – можно больше. Месяц спустя, 19 августа опубликовано проектное предложение, в котором площадь "Новой Москвы" возросла снова - уже до 160 тысяч гектаров. Москва простерла длань далече - от Кучкова поля до Калужской области. Проект откровенно дорог – называется цифра 12 трл рублей инвестиций.

Бумажка словно вылетела из меха, в котором были запрятаны пассаты и муссоны, легкие сквозняки, дыхание шепотной речи царедворцев и ледяное дуновение большой политики, последней - всегда в избытке.

Только в сентябре вышло распоряжение мэра Москвы №683-РП от 12.09.2011 "Об организации разработки Концепции развития Московской агломерации". Вообще-то этот документ следовало бы считать техническим заданием. С него все и должно было начинаться. Проектное предложение уже есть, а концепция - все еще никак. И никаких теорий поляризованного ландшафта, значительно усложняющих жизнь. Каково соотношение выгод и издержек? Да кто ж считает. Пространственное планирование - нубийский раб власти, несомненно.

Вместо присоединения пояса пригородов - безыскусный аппендикс, именуемый практически официально кракозяброй. Неувядающий московский стеб вяло и необязательно перетряхивает растиражированную схему, подбирая непечатные эпитеты. Социо-культурный аспект пока ровно к нему и сводится.

Проект "Большая Москва" антиисторичен. Предложенный вариант столь же внесистемен, как и перенос Конституционного суда в Санкт-Петербург. Смысла в такой децентрализации столичных функций не было, разве что одна приятность судьям - любоваться городом-музеем. А вот "Парабола" Ладовского шла следом за путевыми дворцами царей, и должна была слить две столицы рано или поздно. Великий Ле Корбюзье в 1932 году радикально предлагал перекроить Москву, набросив на неё прямоугольную сетку улиц. А дальше - расширять хоть до Центрально-Промышленной (Московской) области. Так поступил барон Осман, прорубив старый город (современники за это его ненавидели), зато Большой Париж и сейчас едет, а "просто Москва" который год стоит.

В 60-е, когда столица уверено поглощала ближайшие города, возникла идея полного объединения Москвы и области с включением отдельных территорий Калужской, Тверской и Владимирской областей.

Новый же план возник, как нам объяснили, из новых реалий. Но про полицентричность не додумали, сложновато как-то с "точками роста", не монтируются с "Большой Москвой" и существующие кластеры, не говоря уже про остальное, на что претендует строительный комплекс: ни пастбищ зелени, ни свежести лесов.

2. Обхаенный конкурс

Сергей Собянин как-то в середине января пришел к Дмитрию Медведеву, и через три дня после встречи был объявлен Международный конкурс на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Он двухэтапный, на первом этапе проектантам следует войти в десятку лучших. В сентябре 2012 года предполагается уже выставка полноценных проектов. Урбанисты возмущаются: «Москомархитектура», объявив конкурс для градостроительных решений для «Большой Москвы», создала чрезмерно хитроумные условия.

Заявки принимались всего месяц - до 13 февраля. Резонанс хороший, но о качестве предложений судить по публикациям невозможно; подано 67 заявок из 21 страны мира. Но что-то ничего не слышно про передовые, но адаптированные к московским условиям идеи. Есть ли они? Зато попав в пул из 10 компаний и получив 250 тысяч евро, разработчикам, как говорят критики конкурса, можно дальше не напрягаться.

Есть и другая проблема, которая, как мне кажется, достаточно остра: лучшие разработчики, отобранные к 20 февраля редакционной комиссией экспертной группы и с которыми заказчик - ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» заключает договор, все разные. С разным опытом, разной «градостроительной верой», своим пониманием урбанистики как науки. И концепции все разные: нет общего видения. Среднеарифметическое – вряд ли хорошо.

3. Нетехнологичная технология

Как Москва развивалась прежде? Капризная претенциозность эксцентрических проектов компенсировалось выживанием наиболее приспособленных территорий. Мартиролог обширен. Так и не стала бессветофорной Ленинградка. Юго-восточный луч остался все таким же позорным, каким и был. И перехватывающие парковки ничего не перехватывают. А так называемый хаб в Выхино – это похоронная процессия пингвинов, в предрассветных сумерках раскачивающихся вперевалочку в подземелье перехода.

Как развивалась Московская область? Да также. Деталь: у правительства Московской области нет парадного входа. Современное хайтековое здание (архитектор Михаил Хазанов: "факел", усеченный конус, модный стилобат, ступенчатые объемы, чудесный атриум) должно быть вписано в пейзаж, и быть публично доступным. Оно, однако, за забором. А еще, чтобы в него попасть, надо идти на "минус первый" этаж, сбивая шаг ноги - здесь-то как раз предусмотрен выход. Ступеньки организованы архитектором для подъема. Так и развивается область, отставая и сбивая шаг.

Ну, как известно, передовые решения успешнее всего трансформируются в регрессивные.

Ревность, это чудище с зелеными глазами, давно развело Громова и Лужкова: они спорили по любому поводу. Судились из-за Щербинки. Разграничивали территории. Теперь отставники оба (Громов в отпуске, но дорабатывает официально). Посмотрим, каким будет новый губернатор-объединитель, партнер Собянина. Вряд ли отстаивать интересы области станет его главной задачей – на прямые выборы он не пойдет. Список кандидатур озвучен: федеральные министры Шойгу, Левитин, Басаргин, партийный Грызлов, лужковский Бирюков, скромный ивановский Мень; отчего-то в него не попал единоросс Брынцалов (облдума).

4. Разнородные территории

Только что в Московскую городскую думу внесен проект закона "О внесении изменений в закон города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 "О территориальном делении города Москвы".

Итак, согласно проекту, мегалополис с населением около 30 миллионов человек однотипных территорий иметь не будет, а будет состоять из 146 муниципальных образований.

Модель трехуровневая. Лужковские муниципалитеты (внутригородские муниципальные образования), и при Собянине все также не ставшие даже отдаленным подобием реального местного самоуправления, - это раз. Бюджет их нищенский, распространена такая оценка - 0,4% от консолидированного бюджета Москвы, и они, разумеется, мало что решают. Станут называться муниципальными округами.

Два - это громовские органы местного самоуправления, функционирующие согласно федеральному закону 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и имеющие избранных глав и Советы депутатов. Здесь наработана определенная культура и опыт. В правительстве Московской области создано даже координирующее министерство по делам территориальных образований. Теперь присоединенные территории станут городскими округами. Никаких новых районов Москвы и создания территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов города Москвы - не будет.

Три - это поселения, и они тоже неоднородны - есть городские (их два - Щербинка и Троицк), а есть сельские: 19 поселков и деревень.

Не исключено, именно эта неоднородность объектов управления породит множество коллизий, усилив в переходный период и без того непросто складывающиеся межбюджетные отношения.

Новым территориям обещано: денег будет столько же, сколько до присоединения к столице. А вот область, безропотно позволившая откусить у себя приличный кусок, все еще надеется на компенсацию выпадающих доходов. Правда, кое-кто в перспективу когда-то обещанной финансовой компенсации не верит. Сроки не указаны, объемы до конца не прояснены, новое административное деление неизбежно: в Ленинском районе Московской области, например, теряют до 60% местного бюджета. Вице-губернатор области Седов говорит о 24 млрд руб. выпадающих доходов во всем Подмосковье. Правда, не конкретизирует по годам, и методика оценки не предъявлена. Губернатор Борис Громов называл другую цифру - до 32 млрд. рублей.

5. Хроника обострений

Социально-экономическое выравнивание территорий (новых и старых) едва ли пройдет быстро. Не создан новый Генплан Москвы. Не обозначены «точки роста» включаемых территорий. Разница между присоединенной областной периферией и центром Москвы еще больше увеличится. Аграрным районам вряд ли хватит 20-30 лет, чтобы дойти до уровня городской среды, соответствуя всем требованиям, к ней предъявляемым. Деградация периферийных районов (трущобизация), отсутствие перспектив малоэтажного строительства в связи с заточенностью московского строительного комплекса под дешевое типовое жилье.

Уже возникают конфликты на присоединяемых территориях: свыше 1,5 тысяч жителей Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья направили обращение в адрес мэра Сергея Собянина с просьбой создать природный парк и не допускать застройки зеленой зоны. Возмущены вторжением в дела рублевской резервации народные любимцы Пугачева и Галкин, мощная сила – посильнее «Единой России» будет. Нагрузка на существующую транспортную сеть возрастет (сужение Киевского шоссе, перегруженное Калужское и Варшавское шоссе).

Девелоперы резко притормозили развитие территорий, попавших в зону расширения. Ждут, когда подорожает земля. Подмосковные ленд-лорды, скупившие лучшие участки земли, потирают руки, ожидая сверхприбылей.

Проект «Новой Москвы» революцию в сознании не совершил. Обманчивость превосходства всего нового обнажает старые подходы: сейчас проект бессмысленен, как и две левых ноги. Мегалополис, остающийся 15-м в мире, пока не может двигаться к великой объединяющей цели, для этого нужен харизматичный Давид-строитель.

Привыкшие стебаться над всем центровые москвичи однозначно указывают на очевидного и все еще единственного стейкхолдера проекта – мэру Собянину со своей плиткой будет где развернуться…

       
Print version Распечатать