В вузы надо принимать не по ЕГЭ, а по среднему баллу аттестата и портфолио

В субботу в стране прошли два последних ЕГЭ. Выпускники сдавали экзамены по выбору - литературу и географию. Разбор полетов еще впереди. Но ясно одно: несмотря на многочисленные нарушения, на продолжающееся списывание ответов (с помощью учителей, мобильников, скачиваний из Интернета) чиновники будут до последнего доказывать, что ЕГЭ – экзамен объективный, честный и чрезвычайно нужный стране (несмотря на мелкие недостатки).

И списывали, и скачивали

Но чиновники – это чиновники, а здравый смысл – нечто совсем другое. Несмотря на то, что Единый экзамен в штатном режиме проводится с 2009-го года, критика в адрес такой формы итогово-вступительной аттестации не прекращается. С одной стороны, школьные учителя видят, что дети перестали заниматься теми предметами, которые им не нужны для ЕГЭ. С другой - вузовские преподаватели констатируют: студенты, поступающие по результатам ЕГЭ, значительно слабее тех, кто на несколько лет раньше попал в вуз после сдачи вступительных экзаменов (а это значит, что и со школьными предметами, по которым выпускники сдают профильные для себя ЕГЭ, дело обстоит плачевно). А с третьей стороны, сама процедура ЕГЭ технологически несовершенна: ответы списываются, скачиваются, и никакие карательные меры проблему не решают. Но дело тут не только в технологиях: и школа, и регион заинтересованы в хороших результатах ЕГЭ.

Чиновники, тем не менее, нам обещали: в этом году ЕГЭ наконец станет честным. Ведь с 2011-го законодательно закреплен статус общественных наблюдателей. Им с нынешнего года разрешено присутствовать и на проверке работ, и на апелляциях. Еще: отныне в аудитории не должно быть больше 15 человек. То есть, все - на виду, под контролем. Кроме того, Рособрнадзор, отвечающий за проведение ЕГЭ, сообщал, что несколько регионов намерены подавлять мобильную связь на пунктах приема ЕГЭ. И самое главное из обещанного: с этого года пресекаются любые попытки размещения экзаменационных материалов или ответов к ним в Интернете. Отныне можно идентифицировать выпускника, который, сидя на экзамене, получил нужную информацию. У нарушителя аннулируют результаты работы без права пересдачи.

Что получилось в реальности? Начну с того, о чем доподлинно знаю из рассказов детей московских друзей. Девочка, золотая медалистка, сдававшая ЕГЭ, рассказала, что, хотя перед экзаменом мобильники всех просили выложить, выпускники один телефон сдавали, а второй – тайно проносили с собой. В туалет выстраивалась длинная очередь (там спокойней было и разговаривать с помощниками-репетиторами, и выходить в Интернет). Другая девочка, дочь моего эмгэушного однокурсника, рассказала, что у них на ЕГЭ мобильниками пользовались практически открыто. Один мальчик расхаживал по коридору в «мобильных» наушниках и записывал ответы. А на двери туалета были вывешены листочки с ответами на несколько вариантов. По словам Любови Духаниной, проводившей «горячую линию» в Общественной Палате РФ, в этом году к ним поступали и звонки от детей, видевших, как учителя или члены комиссии приносили некоторым ученикам готовые результаты.

Интернет сообщает о нарушениях по всей стране. Из самого свежего: участники ЕГЭ выложили в Интернет во время экзаменов девять фрагментов заданий по физике и четыре - по обществознанию. Правда, это зафиксировала группа мониторинга Рособрнадзора, которая обещает установить нарушителей после обработки изображений Федеральным центром тестирования. Рособрнадзор, кроме того, сообщил, что в нескольких (!) регионах были зафиксированы случаи пользования мобильными телефонами. Нарушители были удалены с экзамена, их результаты также аннулированы без права пересдачи в этом году.

В Москве, например, отчитались о более ста удаленных с ЕГЭ за выход в Интернет. Образовательные чиновники уверяют: все, кто разместил там КИМы (контрольно-измерительные материалы), идентифицированы. И что ни одного КИМа до экзамена в Интернете не было. И никаких сотен тысяч списывающих - тоже. А все потому, что для КИМов теперь используется спецмаркировка. Если он попадает в Интернет, сразу можно сказать, кто его писал. Это было заранее известно, поэтому, по их мнению, снизилось количество пользования мобильниками.

Однако, совершенно ясно, что случаев пользования мобильниками было много, потому что на это продолжают закрывать глаза. Да и ответы выкладывались в Интернете за день до ЕГЭ. Депутат Госдумы Илья Костунов обратился с запросом к министру образования Дмитрию Ливанову. Он получил информацию о том, что 6 июня, за день до экзамена по математике, в Интернете (сайты он указывает) были размещены «настоящие» ответы на большинство вариантов заданий. Правда, депутат-единоросс делает «правильный» партийный вывод: «Я уверен, что утечка ответов произошла не из-за денег, злоумышленники просто хотели дискредитировать эту систему проверки знаний». То есть, это критики ЕГЭ постарались для того, чтобы его дискредитировать. Реакция министерства была привычной: там сказали, что проведение ЕГЭ и все нарушения, которые с ним связаны, находятся вне компетенции министерства! За ЕГЭ отвечает Рособрнадзор (привет административной реформе).

Ответ Рособрнадзора поразил своей лживостью. По их словам, специальная группа мониторинга, которая отслеживает появление в Интернете различных материалов, связанных с ЕГЭ, не зафиксировала фактов утечки реальных заданий ЕГЭ до проведения экзаменов, в том числе по математике. В то же время отмечаются единичные факты публикации реальных вариантов КИМ, «производимых участниками ЕГЭ во время экзамена». По каждому из этих случаев проводятся проверки и процедуры идентификации нарушителей.

Но самое бесстыдное, что Рособрнадзор считает, что «тема о появлении в Интернете «реальных» заданий ЕГЭ и «настоящих» ответов, а также тема «массового списывания» ежегодно появляющаяся в Интернете и СМИ в период проведения ЕГЭ, является «сезонным трендом». Подобные маркетинговые технологии хорошо известны и используются для раскрутки Интернет-ресурсов и получения ими дальнейшей прибыли».

Иначе говоря, по мнению государственных мужей, все в стране делается для наживы (видимо, по себе судят)! Далее Рособрнадзор сообщает, что в Интернете выкладываются отнюдь не правильные ответы, а переработанные демоверсии, материалы открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. Но, как мы помним, в простодушно-честном запросе депутата-единоросса говорится о том, что ответы были выложены накануне экзамена, и все они были правильными.

В ответ Рособрнадзор провел контрпропагандистскую операцию против соцсетей. Говоря по-русски, осуществил попытку их оболгать: в народе ходит версия, что их ведомством был произведен вброс фальшивых ответов на задания по истории и биологии. Они начали появляться в Сети 28 мая в 4 часа ночи. Вброс зафиксировал преподаватель Петергофской гимназии императора Александра II, Дмитрий Гущин. Именно он громко прославился в прошлом году, разоблачив выкладывание ответов на ЕГЭ в соцсети «ВКонтакте». «Это был целенаправленный вброс», - считает Гущин. Оказалось, что все ответы неправильные. По мнению экспертов, делается это самим ведомством для того, чтобы подорвать доверие школьников к силе «ВКонтакте».

Вопреки здравому смыслу и неопровержимым фактам, в Рособрнадзоре считают, что говорить о масштабном использовании Интернета непосредственно во время ЕГЭ нельзя. Потому что, проведенный в 2011-м году глубокий статистический анализ показал отсутствие статистически значимого влияния списывания в Интернете на результаты экзаменов по всем предметам, в том числе по математике.

ЕГЭ надо отменять

Вывод достаточно циничный: ведь даже если не было «сотен тысяч» списывающих, то и тысячи таких достаточно для того, чтобы предприимчивый двоечник занял в вузе место честного отличника. А тот, отдельно взятый, честный (и, возможно, - талантливый) выпускник, навсегда угробил бы свою жизнь.

Очевидно то, что школа теперь нацелена на натаскивание к ЕГЭ. В результате, нынешние студенты, которые, начиная с 2009-го года (год повсеместного введения ЕГЭ), не учились в школе, а готовились к ЕГЭ, намного хуже тех, кто поступал в доегэшную эру. Об этом говорят вузовские преподаватели.

Вот и ректор Финансового университета при Правительстве Росси, Михаил Эскиндаров, который до этого утверждал, как он хорошо относится к ЕГЭ, на днях вдруг признался (слышала своими ушами на «круглом столе» в РБК): «Качество выпускников школ не до конца удовлетворяет ведущие вузы. Мы (вузы) оторвались от школы. Система разрушилась. Раньше мы, вместе с подшефными школами готовили для себя очень хороших абитуриентов. У нас была подшефная гимназия, из которой к нам обычно поступало не меньше ста человек. Сегодня этого нет. Что можно сделать? Я вообще считаю, что надо и выпускные экзамены в школе, и вступительные в вузы отменить. А в вузы принимать на основе среднего балла аттестата и портфолио. В портфолио – достижения детей – золотые и серебряные медали, успехи в олимпиадах разного типа».

По мнению Михаила Эскиндарова, если мы сумеем сделать так, чтобы дети учились все 11 лет, а не до 10 класса (а после занимались натаскиванием на ЕГЭ), чтобы они учились и показывали хорошие результаты по всем дисциплинам, есть шанс вновь получить хороших, мотивированных на учебу студентов. «Сегодня же получается так: выбрал школьник какой-то вуз, куда надо три ЕГЭ сдавать, и он бросает и русскую литературу, и химию, и физику, и занимаются только тем, что им нужно для сдачи ЕГЭ».

Варианта два. Либо возвращаться к старой системе – выпускным и вступительным экзаменам, либо, в корне переосмыслив ЕГЭ, сделать так, чтобы от его результатов не зависела ни зарплата учителя, ни финансирование школы, ни репутация губернатора. Для этого, правда, придется отменить пару-тройку законов. Но сохранять status quo невозможно.

       
Print version Распечатать