В сфере кино у нас все очень плохо

В прошлом году все писали о том, что поднялась "новая русская волна". Об этом действительно можно говорить. И вот почему. Во-первых, появилось достаточно много режиссеров не совсем молодых, но в возрасте, по крайней мере, от 30 до 40 лет, работающих в формате кино, которое связано не с советскими традициями, а скорее с традициями современного европейского кинематографа. Во-вторых, все эти люди в основном повернулись к реальности: очень многие фильмы про провинцию, даже несмотря на то, что снимают-то их столичные жители. Большинство их фильмов тяжеловатые по настроению. Например, Борис Хлебников – абсолютно столичный человек, тем не менее снимает кино про провинцию. Заметьте, что все «новые волны» – итальянский неореализм, французская «новая», датская «Догма» – отличались интересом к реальности. В-третьих, у нас наконец-то возникло поколение режиссеров, которых можно назвать киноманами, потому что советские режиссеры, по моим наблюдениям, зачастую очень плохо знали мировое кино и вообще не стремились его знать. Я не раз наблюдал таких людей на зарубежных кинофестивалях. Они никуда и никогда не ходят в отличие от новых людей, которые действительно интересуются кинематографом.

Однако вместе с тем про "новую русскую волну" говорить рано. Потому что, с одной стороны, все эти "новые режиссеры" не стремятся объединиться с помощью каких-то манифестов. Хотя, в общем, был снят фильм «Короткое замыкание», состоящий из пяти новелл, который отчасти можно было бы считать "манифестом поколения". Тем не менее скорее это был продюсерский одноразовый проект. С другой стороны, ситуация сейчас складывается так, что в сфере кино у нас все очень плохо. Судя по всему, можно говорить о том, что в ближайший год у нас будет развиваться только мейнстрим, при том, что я в русский мейнстрим не очень верю.

Некоторые наши продюсеры сделали все, чтобы в последние годы подорвать доверие аудитории к национальному кино. Когда начиная с успеха «Ночного дозора» вдруг наши фильмы стали зарабатывать в прокате приличные деньги, продюсеры почему-то решили, что это – золотая жила, и стали снимать огромное количество всякой халтуры. Притом, что каждый из этих фильмов рекламировался как главный хит года. В конце концов, публика раскусила, что ее элементарно обдуривают. Теперь ситуация на российском рынке (в смысле взаимоотношения нашего кино с отечественной публикой) гораздо хуже, чем была до 2004 года, когда прорвался «Ночной дозор». Потому что до этого публика еще на что-то рассчитывала, а сейчас она уже не рассчитывает ни на что.

Судя по своей дочери, по ее подругам и друзьям, могу сказать, что среди молодежи, которая по-настоящему разбирается в кино, мало людей, которые интересовались бы отечественными фильмами. Они смотрят любое иностранное кино, иногда абсолютно маргинальное. Смотрят картины чьего угодно производства, но при этом "загнать" их на отечественное кино совершенно невозможно.

Вот почему, к сожалению, перспектива нашей "новой волны" туманна, хотя мне поколение этих ребят кажется очень одаренным и толковым. Я бы с удовольствием посмотрел, что Хлебников, Попогребский, Вырыпаев, Мизгирев, Волошин, Илья Хржановский, Гай-Германика будут делать в дальнейшем, если, конечно, им удастся что-то сделать. Я уже не говорю о людях, более опытных, таких как Серебренников или Андрей Прошкин.

       
Print version Распечатать